Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

«Искусство – штука жестокая, это не развлечение, не рукоделие,
это то, что пожирает вашу жизнь без остатка, вместе с вашей семьей,
детьми, домашними животными и разными прочими обстоятельствами»
Д. Рубина

К искусству у Дины Рубиной отношение особое. Ею написана блистательная трилогия о людях искусства, в нее вошли романы: «Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы», «Синдром Петрушки».
«Её желание найти что-то новое ведет то в цирк, то к живописи, то к куклам, каждая из областей изучается и особенное щедро вводится в текст»» - говорят критики.
Каждый роман серии посвящен таинству того или иного ремесла: иллюзии с зеркалами, ухищрениям с подделкой картин, кукловождению. Произведения полны тайн, интриг, проклятий, сильных чувств, сумасшедшей любви.

Почерк Леонардо
«Я вообще никогда не ищу каких-то сверхнеожиданных сюжетов» – делится с журналистами автор. «Чехов говорил, что сюжет может быть каким угодно. В центре хорошей книги всегда характер, личность и ее приключения среди иных людей».

Героиней книги «Почерк Леонардо» является Нюта, Анна. Маленькая девочка оказывается уникальной. Она пишет почерком Леонардо да Винчи (в зеркальном отображении и справа налево), кроме этого, она живет в мире зеркал. В зеркало уходит мама героини, зеркало встречает ее в новой семье, с зеркалами связана ее работа и даже она сама тоже уходит в зазеркалье. Мир зеркал и отражений интересен, поэтому книга сразу же зачаровывает. А так же она умеет видеть прошлое и будущее.
Но нужен ли этот "божий" дар и уникальные способности этой маленькой девочке? Именно они становятся ее камнем преткновения. Да, она пишет зеркальным почерком, от которого у непосвященных кружится голова. У нее блестящие способности к математике и физике, она гениальная циркачка, невероятный каскадер, она знает о зеркалах все, что можно о них знать. Она летит по жизни, неприкаянная и несвободная, видит больше, чем обычный человек способен вообразить, - и ненавидит за это себя и того, кто наделил ее такой способностью. Ее окружали люди, которые боялись ее, не понимали, не принимали, удивлялись.

Как правило, людей с неординарными способностями раньше демонстрировали в цирке, сегодня на телевидении. Нюта оказалась в цирке. Очень колоритно в романе показан быт и закулисье цирка. «Притягивала меня эта вселенная, - с ее вереницей непередаваемых рож, со своими силачами и коверными, гимнастами, фокусниками, дрессировщиками и зверьем, с красотой мускулистых тел, с париками и накладными носищами. И с обреченной невозможностью жить иной жизнью. Была в них упругая беззаботная сила, обаятельная бездумность. Праздник забытых дорог, повозок, шатров… ненавязчивой обиходной любви».

Интересен и авторский прием, когда жизнеописание героини дано маленькими зарисовками, да еще и с разных углов зрения и времени. Именно так, потихонечку, мелкими шажками подходишь к основному и самому главному. Что такое Дар?
Дина Рубина отлично показывает, как тяжел этот дар. Она меньше описывает его, но зато больше показывает, что это тяжкий груз, и стоит ли о нем мечтать..... Больше всего героине хочется стать обычным человеком, избавиться от внимания сверхъестественных сил. Этот дар не только приносит боль окружающим, но и уничтожает ее саму. Удивительно, но можно сказать что это - Роман-пазл, состоящий из множества зеркал-осколков, в которых под разными углами и разными красками отражается судьба главной героини.

Можно назвать его и Романом-калейдоскопом. Осколки отражаются – преломляются друг в друге, и общая картина завораживает количеством оттенков, переливов, переходов, окутанных тонким покрывалом мистики.
Это и Роман-притча. Он о том, что Дар – всегда проклятье для обладающих им. И, безусловно, это - роман о свободе быть собой вопреки всему!

Белая голубка Кордовы
Дина Рубина – писатель-романтик. Большинству своих книг она дает длинные названия: «Холодная весна в Провансе», «Высокая вода венецианцев», «Белая голубка Кордовы». Это - одна из «фишек» ее стиля (напоминая Франсуазу Саган).
Эту книгу номинируют как «арт-детектив». Коль главный герой – художник то, арт, но это не детектив. Это произведение, как принято в современной литературе, синтетическое, с элементами авантюрного, исторического и любовного романа, а также романа-путешествия и семейной саги.

Роман, как и предыдущие книги, выстроен не по хронологии, настоящее в нем перемежается и перепутывается с прошлым, но разброс во времени и пространстве глобальный 20 век аукается с 15, а герой легко перемещается в пространстве и во времени.
Схема необычного бизнеса, каким является подделка шедевров живописи, подробно описана в романе. «…МУЗЕИ мира и частные коллекции на треть забиты фальшаками, при всех их химических анализах, рентгенах, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах! Вы что, полагаете. Мастера-изготовители подделок глупее нас, экспертов? Среди них встречаются подлинные виртуозы, высококлассные профессионалы…». Это говорит герой романа, эксперт международного класса, человек с безупречной репутацией Захар Кордовин.

Захар Кордовин един в трех лицах: для всех он – авторитетный эксперт, для узкого круга посвященных – скрытый посредник между покупателем и картиной, и только он один знает, кто тайный автор всех этих картин. Автор он сам. «…Он всех их мог воспроизвести – одних за несколько недель, других – за пару часов…» Это, безусловно – талант. Речь, следовательно, о гении?
Ради чего занимается этим он ложным, трудоемким и рискованным делом? Ведь каждый такой «проект» занимает от момента обретения старого холста до продажи его в обновленном виде в музей или частную коллекцию три – четыре года. Творческий процесс – вот что занимает автора! Причем творческий процесс - ГЕНИЕВ!

Дина Рубина – писатель добросовестный. Если она взялась за тему подделок живописи, то будьте покойны, скрупулезно изложит всю технологию этого дела. Но богатство подробностей и деталей, технологическая точность, с которой выписан процесс работы художника-копииста, художника-реставратора и, наконец, художника-фальсификатора (именно такой путь прошел Захар Кордовин) сами по себе не делают убедительным образ главного героя).
Остается вопрос о том, почему мастер такого уровня отказался от собственной карьеры живописца. «Ведь художника по имени Захар Кордовин не существует…» Понятно, что за Рубенса дают больше, чем дали бы за Кордовина. Но автор снова и снова повторяет: «Нет, вот уж деньги никогда не были тем оселком, за который цеплялась его душа. Разве что великое имя, в чьем отзвуке будет жить толика и его труда? Но подобный труд вкладывает в возрождение полумертвой картины любой реставратор. Тут что-то другое». Более или менее понять, что движет героем, можно только тогда, когда узнаешь историю рода, к которому он, сам того не ведая, имеет несчастье принадлежать. Когда мы узнаем романтическую легенду про родословную героя, стоит ли удивляться его пристрастию к подделкам картин? Да он просто пират! И копии его – пиратские. У него это в крови сидит! Недаром говорил винницкий дядя Сема: «… это ужасное, кордовинское… это такая ужасная порча в крови…»

Голубиная тема, как и близнецовая, - одна из сквозных в романе. Бланка палома – если по-испански, Белая голубка. На всех своих картинах Захар неизменно изображал эту маленькую птичку, словно метку ставил на заборе – «в углу полотна, невесомым, но оживляющим белым мазком». Его улыбка, ненужное ухарство, рискованная игра. Но – и тайное рабочее клеймо.
Белой голубкой Дина Рубина метит в своем романе все, что представляется ей данным от Бога, Захарову гениальность, и причудливость его жизненного маршрута, которым герой романа неотвратимо приближается к своему концу.

Синдром Петрушки
Рубина в каждом своем произведении создает особый условный мир, некую мифологическую страну, которая и реальна и нереальна одновременно. Одно из произведений трилогии посвящено куклам, кукольному театру и,конечно же, людям. «Актеры кукольного театра – это странноватые, внутренне необыкновенные свободные люди. Они как-то иначе сложены, иначе двигаются. Будто они родом не из этого мира».

Главный герой книги - Петр Уксусов. С детства он был замкнут и скрытен - во всем, что не касалось главного: его зачарованности куклами, какой-то обезумелой погруженности, безжалостной и тиранической влюбленности в ирреальное пространство кукольного мира. «Мальчик уже знал, что мир кукол также необъятен и, разнообразен, густонаселен, как и целый земной шар, с его странами, народами, цветами и деревьями, животными и птицами, облаками, снегом и дождем. Что в нем есть тайна жизни, какой-то другой жизни, что эту тайну следует неустанно искать и извлекать, и что открывается она далеко не всем, отнюдь не всем даже профессионалам, а только избранным, зачарованным, себя забывающим людям…»

Как важно, когда в жизни человека происходит встреча с тем единственным человеком, который переворачивает его мир. Часто этот человек является УЧИТЕЛЕМ. Таким человеком для Петра стал кукольник Казимир Матвеевич. «Кукла по природе беззащитна. Она в твоей, только в твоей власти. Только от тебя зависит – будет ли она дышать и жить… Ты должен каждую минуту чувствовать пульс куклы, ты должен слышать его. Когда ты работаешь с куклой, она должна быть «здесь» - у плеча, у сердца… Кукла – это способ постижения жизни, духовного состояния. Надо играть точно в куклу, попадая в маску и чтобы голос был точно положен на куклу… Кукла сама тебя ведет, сама подсказывает чего она хочет… Кукла въедается в твои руки, тело, походку. Это – наивысший момент близости. Кукла самый древний жанр: спрятался за куклу, за ширму и материшь и ругаешь царя сколько хочешь. Кукла смелее, ярче, мощнее человека. Поэтому: если ты хочешь заниматься куклами, ты должен спятить, перевернуть мозги, научиться инакомыслить. Кукольным делом должны заниматься фанатики».
Главный вопрос книги: властвует ли мастер над душой куклы или постепенно утрачивает свою?

Рубина в своих книгах постоянно пытается определить, что же такое ремесло и что такое творчество. Как происходит творческий процесс. Она его исследует и наблюдает.
Все чем ты занимаются герои Рубиной талантливо, красиво, отдавая всю свою душу без остатка, не считаясь ни с чем. Они все время в творческом поиске. Да природа их наделила талантом, но они развивают его, на радость людям.

Герои книг Рубиной, несмотря ни на что, стремятся сохранить в себе мужество, благородство, широту души, поэтому в поединке с жизнью (и даже со смертью) они оказываются победителями.
В какие бы сложные жизненные ситуации ни попадали герои произведений Дины Рубиной для них такие вечные понятия, как Время, Пространство, Мироздание неразрывно связаны с понятиями Любовь, Доброта, Счастье.

Дина Рубина: «Писательский процесс остановить невозможно. Мы говорим о неукротимой способности и стремлении выводить слова на бумаге, об этом чудовищном магните, который помещен куда-то в область диафрагмы и тянет человек, его руку к ручке и к бумаге. Это писательский такой тик, с которым человек рождается».

Подготовила Козиенко Т. М.

По материалам сайтов:
http://www.shishkova-shipunova.ru/category.php?id=290

http://www.jewish.ru/culture/press/2011/01/news994292830.php

http://www.dinarubina.com/texts/petrushka.html


Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.