«Тагильская школа на пороге веков»

Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце.
Иметь в груди, чтоб людям свет  нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!

Содержание:
С чего всё начиналось
Новая эра
Образование в годы Великой Отечественной войны
Реформы и преобразования
Это интересно
Афоризмы
Литература

С чего всё начиналось

В 2009 году Нижний Тагил отмечал 300 лет тагильского образования. Отсчет ведется со дня создания в Невьянске цифирной школы – 6 декабря 1709 года. Ее основателем был Никита Демидов – основоположник горнозаводского дела на Урале.
6 декабря 1702 года Н. Демидову был доставлен документ «Память» от ПетраI. Было указано, что при заводах на собственные деньги «деткам школы… были построены… и работников добрых и смышленых к тому делу у домен и у руд, и у угольного жжения учить, чтоб и впредь за оскуднением людей остановки и никаких вредительных причин не учинялося». Лишь ровно через 7 лет после указаний ПетраI - 6 декабря 1709 года на территории Невьянского завода была открыта «Цифирная школа». Это была, пожалуй, единственная школа в России, где разрешалось учиться также детям крепостных рабочих.
В этой школе учились мальчики от 12 до 17 лет. Скучать им не приходилось. Всего за 2-3 года надо было изучить кузнецкое, токарное, оружейное, плотницкое, столярное дело, разобраться в письме и арифметике, получить также первоначальные сведения по алгебре, тригонометрии и геометрии.
Учебниками дети не были избалованы.
В 1740 году по примеру своего отца Акинфий Никитич Демидов открыл в Нижнем Тагиле арифметическую школу (версия) В 1758 году после раздела горной империи, Никита Акинфиевич перевел из Невьянска в Нижний Тагил «Цифирную школу».
Учебные заведения отца и сына объединились.
Теперь в арифметической школе 30-40 крепостных мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет корпели над грамотой, арифметикой, геометрией, черчением, копированием планов, проектным делом, практическими основами горнозаводского искусства, а в будущем ломали языки над иностранными словами. Особое внимание Никита Акинфиевич уделял нравственному воспитанию. В своих письмах он не уставал твердить: «…обучать грамоте и писать, а особливо Закону Божию».
Не забывал Никита и о совсем несчастных: «…а ежели из учеников будут сироты, не имеющие себе пропитание, то таких при училище содержать на пропитании.
Таких сирот особо стараться, чтобы собраны были они в то училище и по улицам не шатались». В школе ежегодно обучалось по 25 – 36 человек. Окончившие школу получали письменные аттестаты. Главная заводская контора оценивала способности каждого ученика и определяла место, где отныне предстояло работать. Должности доставались очень даже не плохие.

В первые годы существования школы учащимся выдавалась стипендия: изучающим словесность – 8 рублей в год, одолевающим арифметическую науку и черчение – уже 12 рублей. С 1776 года деньги получали только за особые заслуги и «отличники».
5 июня 1806 года по приказу Николая Никитича Демидова, Нижнетагильская горнозаводская школа была преобразована в Выйское заводское четырехклассное училище. Ему дали  права уездного училища. Подъем был в 6.00 утра, молитва и завтрак, с 7 до 8 - приготовление домашних заданий на свежую голову. Далее шли сами занятия. Целых 10 часов подряд с перерывом на обед. Потом ужин, снова домашнее задание, молитва и сон. Вот краткий перечень предметов, которые изучали: Закон Божий, российская грамматика, всеобщая и российская география, арифметика, рисование, черчение, чистописание, геометрия, священная история, пение, заводское письменное дело… Выйское училище отличалось  расширенной программой обучения. В штате Выйского училища были надзиратели, что в наше время соответствовало бы, наверное, воспитателям.
Занятия проводились 6 дней в неделю, с понедельника по субботу. Все это время ученики неотлучно проживали в самом училище. Домой их отпускали только в воскресение и в праздничные дни.
Во время учебы шел жесточайший отсев. Получал аттестат далеко не каждый. Демидов не желал тратить собственные деньги на двоечников и лентяев.
Особенностью Выйского училища было то, что здесь разрешалось учиться и детям крепостных мастеровых и работных людей. В свое время в училище получили образование Федор Звездин – будущий литейный мастер, Павел Мокеев, ставший затем ведущим механиком Нижнетагильских заводов и другие. Его выпускники руководили заводским и горным делом на различных участках обширного демидовского производства. Среди преподавателей училища были такие, как Мирон Черепанов, создатель первого русского паровоза, известный краевед Дмитрий Шорин, представитель династии крепостных художников В. Худояров, известный металлург Константин Поленов, горный инженер и выдающийся ученый-металлург В. Е. Грум-Гржимайло. 
                                             
Учащиеся не только получали профессиональное образование. В училище давали разностороннее воспитание, и большое внимание уделяли творческим способностям. Здесь преподавали пение, существовал даже собственный оркестр выпускников и хор учащихся под руководством И. П. Кокичева.
Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, тогда еще совсем юноша, был послан своим отцом Николаем I в путешествие по всей стране. Он прибыл в Нижний Тагил. Свита прошлась по городу, по заводу, посетила больницу и в том числе им показали Выйское училище. Наследник престола осматривал училище, в котором тогда обучалось 120 учеников, и даже попробовал пищу, приготовленную для учеников. Мнение его об училище, к сожалению, не сохранилось. При училище была библиотека, а так же имелся небольшой огород, за которым ухаживали ученики. Свежие овощи и зелень с грядок шли в училищную столовую.
Учеников часто наказывали, били розгами, штрафовали. Например, наказать розгами при сборе всех учеников могли за курение.

В 1860 году по разрешению царя Демидовы реорганизовали Выйское училище в Нижнетагильское реальное училище. Такие училища имели лишь общеобразовательную программу. 
6 марта 1896 года Нижнетагильское реальное училище преобразуется в горнозаводское училище с четырехлетним сроком обучения и последующей одногодичной производственной практикой. Это учебное заведение готовило уже специалистов различного профиля для горной и металлургической промышленности.
Долгие годы Выйское училище было единственным учебным заведением Нижнего Тагила. Старейшее на Урале учебное заведение прошло длинный путь от «цифирной школы» до современного средне-технического учебного заведения – колледжа.
Потом в Тагиле и его окрестностях стали открываться приходские школы. Эти школы называли домашними, так как они собирали за партами от 10 до 30 человек.

В 1836 году открылось Нижнетагильское приходское училище.
В 1847 году в Нижнетагильском округе открывается Входоиерусалимское училище для девочек. А с 1853 года оно преобразуется в Анатольское училище для девочек.

Преподавались девочкам такие предметы как: Закон Божий, русский язык, арифметика, общие начала географии, история России, чистописание и поучительные беседы об отношениях к Богу и ближним, о главнейших предметах естественных наук, о замечательных исторических событиях, рукоделие, стирка, глажение белья, приготовление кушанья, разных солений и других предметов домашнего хозяйства, занятия по выращиванию огородных овощей и других растений.
С 1864 года в городе открывались так называемые земские школы или земские училища.

В 1899 году на базе существовавших училищ открывается женская прогимназия, в которой учились дети из состоятельных семей.
Первая начальница – Кларк Л. Ю. была награждена
за свою работу серебряной и золотой медалями.
К 1917 году в Нижнем Тагиле, тогда еще заводском поселке полноценно работали 32 учебных заведения. Обучалось в них 2342 человека. В целом, на каждую тысячу населения приходилось 73 учащихся. Из воспоминаний дочери шахтера-забойщика Т. И. Кутемовой: «…сейчас каждый ребенок учится. А раньше, не ошибусь, из 25 ребят двое-трое учились, да все мальчики, про девочек и говорить нечего, - не пускали их учиться».                                     

Новая эра

В период с декабря 1917 года по январь 1918 года ликвидируется старая система управления народным образованием и начинает создаваться новая: отделы народного образования в губерниях, уездах, волостях; советы по просвещению с участием общественности. В январе 1918 года выходит декрет Совнаркома о свободе совести, церковных и религиозных обществах, провозглашается отделение церкви от государства и школы от церкви, отменяется преподавание религиозных вероучений во всех общеобразовательных учебных заведениях. Согласно декрету все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, должны быть закрыты или преобразованы в светские и переданы Наркомпросу. Первым комиссаром просвещения в Нижнем Тагиле стал большевик со стажем, преподаватель горнозаводского училища с 1910 года Николай Васильевич Попов. В 1918 году создана первая общественная организация «Общество учащихся». Вышел приказ о совместном обучении девочек и мальчиков.
По данным на 1919 - 20 учебный год, в Нижнем Тагиле существует 29 школ первой ступени и 5 школ второй ступени. Количество учащихся составляло 5063 человека, обучали их 235 педагогов.
С сентября 1919 года в учебных заведениях Нижнего Тагила перестали преподавать Закон Божии. Из школьных библиотек в течение 1919 - 1920 годов изымалась вся религиозная литература. После того как вынесли все иконы и по пустым углам расклеили портреты  и призывы, начали воспитывать молодежь в духе новых идей. В 1919 году работает 29 начальных и 5 девятилетних школ.
Неурожай 1920 - 1921 годов стал причиной голода в нижнетагильском уезде, унесшего жизни тысяч людей. Это не могло не сказаться на системе образования города. В течение этих годов в Нижнем Тагиле было закрыто 16 школ, т.е. почти половина от уровня 1919 года.
1919 - 1920 годы были суровым временем. Списки учеников тех лет все в пометках о нужде учащихся. Не было обуви, верхней одежды, шапок, не в чем было выйти на улицу. В 1920 году все школы получили нумерацию.
В 1923 году наш город посетил нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Первым делом он отправился в Детский городок имени пятой годовщины Великой Октябрьской революции, созданный в 1922 году.
Расположился детдом на территории женского Скорбященского монастыря.
В очерке «По Сибири и Уралу» (газета «Известия», 28 июля 1928 года) Луначарский написал: «учреждение совсем юное…много босеньких, с перебоями идет питание, но нельзя не надеяться, что через два-три года Нижнее-Тагильский детский городок превратится в одно из показательных учреждений России»
К тому времени в городе существовало 9 детских домов и один изолятор.
В 1929 году открылись школы: фабрично-заводские семилетки и фабрично-заводского обучения, три железнодорожные школы. Произошло слияние школ первой ступени (1-4 класс) и второй ступени (5-7 класс) в семилетку.
Количество учеников в 1932 году составило 11810 человек.
В тридцатые годы начинает строиться Уралвагонстрой. Люди в основном живут в бараках, порой в нечеловеческих условиях. Приезжали семьями, с детьми. И 15 сентября 1932 года. 245 детей пришли на занятия в первую школу на Вагонке – барак № 21 с просвечивающими стенами и потолком. В 1933 году  в районе всего 3 школы. Первые нормальные кирпичные школы на 800 мест каждая были построены  только в 1935 году.
В частности 28 августа была открыта школа № 7 на улице Тельмана и школа № 9 на улице Ленина (Ильича)  В 1936 году –  9 школ, а в 1939 году существовало уже 11 школ.
По решению Наркомпроса  России в нижнем Тагиле в 1932 году открылись школы в поселках для спецпереселенцев. В этом же году были введены государственные учебные программы в начальных и средних школах. Через два года перестают существовать фабрично-заводские семилетки и фабрично-заводские десятилетки, все школы в городе – начальные, семилетки и десятилетки. В 1940 году в школах Нижнего Тагила обучается 25784 человека.

Образование в годы Великой Отечественной войны

Совсем девчонки и мальчишки
Беду изведали сполна,
Нас, оторвав от школьной книжки,
К станкам поставила война.
Е. Саматин.

С началом Великой Отечественной войны многие дети ушли работать на завод, учеба была заброшена.
В 1941 году Нижнетагильский горисполком принял решение организовать госпитали на базах школ: № 18, горно-металлургического техникума, школ № 23, 9. В дальнейшем под госпитали были отданы школы № 1, 6, 33. Классы стали больничными палатами, учительские - операционными, а школьницы примерили на себя халаты медсестер.
После мобилизации мужчин на фронт уже 3 июля 1941 года выходит приказ наркома просвещения РСФСР В. Потемкина: «…привлекать в военное время в организационном порядке учащихся 7 - 10 классов к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов, подсобных хозяйств и предприятий. Продолжительность рабочего дня от 6 до 8 часов». Дети и подростки работали кто на заводе, кто в госпитале, кто в колхозах, учиться было некогда. Исправить такое положение было просто необходимо.
И в 1943 году заработали вечерние средние школы для молодежи – школы рабочей молодежи (ШРМ) (№ 2, 6, 7, 8, 9, 31).
На Пихтовых горах открыт детский дом для 300 сирот. «Каждая двойка – помощь врагу!» Такой девиз стал руководством и для школьников и для педагогов. Ребята учились с усердием и ответственно относились к школьным заданиям.
1 сентября 1943 года было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Мужской стала школа № 9, а женской № 7.
18 февраля 1944 года в Нижний Тагил приехал автор «Малахитовой шкатулки», лауреат Сталинской премии, писатель Павел Петрович Бажов. Он посетил детский городок, где выступил перед воспитанниками.
В годы войны  школьники Тагила собрали тысячи тонн лома черного металла, а старшеклассники даже принимали участие в строительстве знаменитой комсомольской домны. На долю учащихся младших классов выпал сбор лекарственных растений. За лето  ими были собраны, просушены и сданы на заготовительные пункты десятки килограммов лекарственных растений. Нередки  были случаи, когда школьники после уроков и в дни каникул подрабатывали в различных местах, а собранные деньги вносили в фонд обороны.
В 1944 году по решению Нижнетагильского горисполкома и гороно в школах города организовали мастерские различного профиля. Это были филиалы государственных ателье. Так при школе № 23, где обучались только  мальчики, оборудовали сапожную мастерскую, а при женской школе № 1 – швейную.
На конец 1944 года в Дзержинском районе было 8 начальных. 2 семилетние и 2 средние школы с 6400 учащихся.
В конце  марта 1945 года власти города провели проверку и выяснили, что из 827 не посещающих школу детей в возрасте от 7 до 15 лет 435 человек уже трудятся на производстве.
В мае 1945 года пришла такая долгожданная Победа! Все были полны радости и счастья. После войны постепенно все приходит в норму. В жизни советских людей начинается великий оптимистический подъем.
Им предстояло восстановить разрушенную страну, построить новые дома и школы. В этом же году было введено положение о «золотой» и «серебряной» медалях и аттестатах особого образца.

Реформы и преобразования

После войны за парты сели и взрослые люди, а иногда и пожилые. Это те, кто не смог получить образование  из-за войны, тяжелой беспрерывной работы. Состав учащихся в первый послевоенный год подобрался очень разновозрастный. Например, в первом классе за одной партой могли сидеть дети от 7 до 13 лет. В пятых классах вместе с 11–летними учились и 16-летние. Оказались весьма востребованными вечерние школы, где разница в возрасте одноклассников могла достигать несколько десятилетий, и нередко в один класс на учебу ходили родители вместе с детьми. В Дзержинском районе вечерних школ было 5.
Однако наблюдалась и другая тенденция – часть подростков с производства и вечерних школ вернулась в дневные школы. Характерным явлением в школах, особенно мужских, была сильная диспропорция между количеством начальных и старших классов – 5, 6 первых классов, против 1 десятого или восьмого.
С 1948 года начинает вводиться школьная форма. Первыми приобретают форменную одежду девочки. У них появляются школьные платья, фасон которых за некоторыми изменениями сохранился до тех дней, когда форма была отменена. Мальчиков облачили в костюмы. Долгое время, как у девочек, так и у мальчиков оставались неизменными подшитые белые подворотнички на армейский манер. В том же году в школах города вводятся ученические дневники для 4 – 10 классов. Широко и дружно по всему городу в послевоенные годы начинают отмечаться вечера встреч выпускников школ. Два раза в год старшеклассники (9 и 10 классы) вносили плату за обучение, по 100 рублей с человека.
От платы освобождались дети воинов, погибших в войну, и дети из многодетных семей. В 1951 году школы стали снабжаться партами ГОСТа, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием.
1954 год стал важным для города. Существует 81 школа (26 начальных, 26 семилетних, 29 средних, 2 специальные).       Открываются средние школы в поселках Северный, Сухоложский, Старатель, Кирпичный. Создана школа нового типа школа – интернат № 1. И с этого года школы вновь вернулись к совместному обучению, было отменено платное образование в 8-10 классах.
К середине 50-х годов были очень востребованы школы рабочей молодежи ШРМ. В Дзержинском районе на 1 января 1955 года в них обучалось 1500 человек.
В 1959  году тагильская система народного образования располагала 112 школами. Неблагоприятное воздействие на школу оказали демографические факторы. В старшие классы средней школы начали поступать ребята. Родившиеся в 1942-1945 годах. В связи с этим число учащихся в 1958/59 учебном году резко снизилось (до 4639 человек против 6818 человек в 1955, а в 1959/60 учебном году – до 1424 человек).
Количество учащихся в параллелях с 1 по 4 классы в 1958/59 учебном году составило уже 25420 человек против 14317 в 1955/56 учебном году. В эти годы растет количество начальных школ, открываются школы, законсервированные по причине резкого сокращения количества детей в возрасте от 7 до 11 лет.
В 1969 году в Нижнем Тагиле: 9 начальных, 13 восьмилетних, 44 десятилетних школ, 31 школа рабочей молодежи. В 1972 году в городе обучается 65000 человек, учителей – 2624 человек.
1980 год был назван Международным годом ребенка. За четыре предыдущих года в Нижнем Тагиле каждый год строилось по новой школе, а то и не по одной.  
В 1983 году звание «Народный учитель СССР» присвоено Лавровой Галине Даниловне,
учителю начальных классов школы № 44.
12 апреля 1984 года Верховный Совет СССР принял «Основные направления реформы образовательной и профессиональной школы». Реформа школы предполагала постепенный переход средней общеобразовательной школы на одиннадцатилетний срок обучения, начиная с шестилетнего возраста. В 1983/84 учебном году в подготовительные классы школ поступили 106 детей в возрасте  шести лет. В 1986/87 учебном году - уже 198 детей.
В будущем эта программа себя не оправдала.
В 1991 году в городе началась реализация программы образовательного и культурного обмена американских и русских учителей «Рукопожатие через океан» Нижний Тагил посетили 23 американских учителя, их принимали 24 тагильских учителя. В эти же года  открываются учреждения нового типа: физико-математическая школа (директор Гельруд Борис Соломонович), Политехническая гимназия (директор Исаева Валентина Павловна), школа № 86 реорганизована в Гимназию I категории (директор Сулукиди Людмила Васильевна).
В Дзержинском районе школы открывались в такой последовательности:
1970 г. - № 36, 1975 г. - № 39, 1982 г. - № 8, 1985 г. – в новое здание переезжает школа № 55, 1988 г. - № 20, 1991 г. - № 51 физико-математическая (1997 – лицей), 1991 г. - № 86 преобразована в гимназию, 1997 г. - № 95.
В настоящее время в Дзержинском районе существует 21 школа. Из них: 1 гимназия № 86, и два лицея № 39 и № 51. гимназия 86 уже несколько лет входит в число 100 лучших школ Российской Федерации.
Всего в Нижнем Тагиле 8 ВУЗов, 10 техникумов, 7 средних специальных заведений, 67 общеобразовательных школ, 131 детское дошкольное учреждение.
В Дзержинском дворце детского и юношеского творчества есть музей истории развития образования в городе.
История тагильских школ не заканчивается, с каждым годом  все меняется, растет, развивается, вводится ЕГЭ, увеличивается количество детей. И когда то наши годы впишут в историю тагильского образования.

Это интересно

Для многих и многих поколений бывших школьников минувшего века памятна такая парта. У неё откидывалась крышка, было специальное гнездо для чернильницы, желобок для ручки. За такими партами учились миллионы граждан России. Мы со школьных лет знаем изобретателей боевого автомата и велосипеда, паровоза и радио, автомобиля и космического корабля. А кто же придумал обычную школьную парту?
Дети во время уроков XIX века сидели на скамьях за длинными столами на пять – шесть учеников. Учителю во время урока было очень неудобно контролировать их работу, особенно тех ребят, которые сидят посредине учебного стола. Нужна была отдельная парта для каждого ученика. Придя на урок, ученику нужно положить куда-то портфель или ранец. А куда? Для этой цели нужна или крышка, или ниша. И еще, во время урока школьнику то и дело нужно класть куда-то ручку или карандаш, и так, чтобы он не скатывался на пол и был всегда под рукой.
Именно такая, удобная парта была создана Петром Феоктистовичем Коротковым, учителем из села Бруснятского Белоярского района Екатеринбургского уезда Пермской губернии. За это изобретение он был удостоен серебряной медали  на Урало-Сибирской промышленной выставке.
Более четверти века он отдал народному просвещению на среднем Урале.
Будучи студентом Петербургского университета, принимал активное участие в деятельности кружка «Земля и воля», за что и был сослан в село Бруснятское, где власти дозволили ему занять вакантное место в местной школе. Он пережил первую русскую революцию и скончался в 1907 году.
Был похоронен на одном из деревенских кладбищ в Каменском районе, где жил и преподавал в последние годы своей жизни. К сожалению, могила его не сохранилась.

Афоризмы

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть  венчан лаврами. Э. Хаббард
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.  Д. Менделеев
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. Даль
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. Макаренко
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Белинский
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У. Черчилль
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Ш. Бронте
Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. Г. Адамс
Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. Э. Хаббард
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. Р. Олдингтон
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У. Уорд
Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними. А. Гиус
Весь мир - открытая задача. А.А. Гин
Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. Т. Шаш
Если после учебы не возникают интересующие вопросы, то зря ходил в школу.  И. Геворгян
Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Катажиньский
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. А. Лигов
По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. А. Ботвинников
Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими. Р.  Эмельсон
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Сенека
По ученику и об учителе судят (русская пословица)
Самая главная наука – научить человека думать. Б. Брехт
Поставь над собой 100 учителей. Только они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. В. Сухомлинский
Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя. Б. Ли
Ни один завоеватель,  ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека. Н. Рерих
Мир меняют не политики, мир меняют учителя.
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Н.А.Некрасов

Литература

1.  Арефьев Р. Тагильская школа на пороге новой эры / Р. Арефьев // Обл. газ. – 2007. – 13 января. – С. 6.
2. Дзержинский район: годы и люди: научно-популярное издание. – Екатеринбург, 2003. – 175 с. : ил.
3. Колесникова Р. От цифири до компьютера / Р. Колесникова // Машиностроитель. – 2008. – 31 июля. – С. 3.
4. Стахеев В. Первая парта / В. Стахеев // Обл. газ. – 2006. – 30 авг.
5. Успехи разума: исторические очерки: в 5 т. / Б. Н. Телков, А. Г. Коряков. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2005. – Т. 1: Педагогика по-демидовски. – 297 с. : ил.
6. Успехи разума: исторические очерки: в 5 т. / Б. Н. Телков, А. Г. Коряков. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2006. – Т. 2: Летящий паровоз. – 300 с. : ил.
7. Успехи разума: исторические очерки: в 5 т. / Б. Н. Телков, А. Г. Коряков. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2007. – Т. 3: Красные чернила. – 272 с. : ил.
8. Успехи разума: исторические очерки: в 5 т. / Б. Н. Телков, А. Г. Коряков. – Тюмень: Сити-пресс, 2008. – Т. 4: С большой буквы. – 300 с. : ил.
9. http://history.ntagil.ru

назад