Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Какие только эпитеты не высказываются о фантастической литературе. Ее называют и литературой предвидения и плодом воспаленного воображения, мостом в туманную даль будущего и возможностью общения с Вселенной грез. Фантастика редко когда оставляла равнодушными тех, кто удосуживался ее прочесть, неважно от скуки или живейшего интереса.
Прикоснуться к миру, сотворенному воображением писателей, смогли и слушатели «Университета «Библиотекарь читающий». Вот о каких книгах рассказали они:

Роман Бориса Акунина (Анны Борисовой) «Креативщик» не относится к жанру фантастики, но элементы философско-приключенческой иронической фантазии, на которых он построен, дали мне право присовокупить его к теме.
В романе много идей, мыслей и сюжетов. Например, мысль о том, что счастье - это талант. Такой же, как несчастье. И неизвестно, какой из этих талантов ценнее. Очень спорна фигура рассказчика, многие читатели быстро догадаются, кто это, но будут долго сомневаться, поскольку предположение весьма банально. В результате получилось несколько интересных рассказов с сомнительной обвязкой. Не отпускает ощущение дежавю. Тут тебе и Булгаков, и Достоевский, и Уальд, и, конечно, Библия, но не сама она, а некий перевертыш. Автор искусно пародирует, рисует шаржи и жонглирует знакомыми сюжетами. В итоге вещь написана больше для развлечения и вместе с тем в ней есть над чем подумать, есть с чем поспорить. В общем, ощущение двойственное. С одной стороны – хороший язык настоящей литературы, с другой – отсутствие жизненного урока, морали, истины, которая должна быть заложена в настоящей литературе. В целом же книга написана легко, образно, с хорошей долей авторской самоиронии.

Юлия Кистер

«Метро́ 2033» — постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро послеядерной войны на Земле. Выпущен в 2005 году, несколько лет подряд роман занимал первые места в различных листах и являлся лучшим бестселлером. Роман также лёг в основу компьютерной игры Metro 2033. Позже в 2009 году был создан портал «Метро2033». Здесь обсуждалось произведение, также читатели и любители постядерной литературы выкладывали свои произведения: рисунки, музыку и книги. Д. Глуховский с издателями изучали эти книги, написанные не профессионалами, и выбирали те, которые были достойны к изданию. Так была создана книжная серия «Вселенная метро 2033». В нее входят книги, которые продолжают идею романа. Во «Вселенной Метро 2033» описывается как Москва, так и другие регионы мира, причём значительная часть событий происходит в метрополитенах, где выжившие укрылись во время ядерной войны, но попрошествии времени не могут вернуться на поверхность из-за постоянного радиационного фона на ней.

И я с удовольствием читаю книгу «Ниже ада» А.Гребенщикова про наш Екатеринбург. Андрей Гребенщиков, коренной свердловчанин, показывает нам один из самых загадочных и зловещих городов выжженной планеты. Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны, произошедшей в 2013 году. Почти всё действие разворачивается в Екатеринбургском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в темных тоннелях. Вместе с главными героями, читатель проходит по метро Екатеринбурга. Читать на самом деле интересно, так как это близко к нам и знакомо. В метро каждая станция выживает, как может и спасается от мутантов и чудовищ тоже кто как может. В романе показаны отношения друзей, говорится о верности и преданности, не смотря ни на что. Роман очень не предсказуем. Сюжет трудно предугадать. Это и держит читателя до конца произведения. Я с трудом читаю фантастику, но серия этих книг мне понравилась, так как сюжет необычный и в произведении нет длинных и непонятных описаний чудовищ и монстров. Это привлекает. Читаешь книгу и словно путешествуешь вместе с героями по «постядерному» Екатеринбургу. 

Евгения Денисова

В этой же серии «Метро 2033» вышла книга Руслана Мельникова «Муранча». Автор достаточно известный и уже имеющий популярность у читателей, решил принять участие в проекте и написал свою версию апокалипсиса. Руководитель проекта Дм. Глуховский так сказал о романе: «… роман, который удивил и запомнился крепче других. Яркий, страшный, убедительный». Чем запомнился роман мне, не особой любительнице ужасающих постядерных историй. Лично мне всегда страшен не сам конец света, а то, как меняются люди перед страхом неизвестности, смерти, то, как трансформируются и порой не в лучшую сторону отношения и вечные человеческие понятия: любовь, семья, дружба, взаимопомощь, уважение… Роман читается быстро, он достаточно красочен и изобразителен. Всегда найдется любитель заглянуть в будущее и узнать, как можно научиться выживать в темных подземельях метро, не день и не два, а годы... И как остаться при этом человеком, а не «тварью дрожащей».

Алена Шашкина

Из многожанровой и многообразной современной фантастики я предпочитаю ироническую фантастику. Одной из таких книг, случайно попавших в руки, оказалась книга Ю. Манова «Эльфы средней полосы». Фамилия автора ни о чем не говорит, но книга прочиталась легко, написано живо, с юмором.
Есть современный мир, есть мир Средиземья (толкиеновские мотивы?) с эльфами, гномами, магами и прочими волшебными созданиями, между ними портал. Современный молодой человек Миша Попов сумел воспользоваться порталом и пытается разбогатеть магическими способами, обращая свинец в золото и прочими чудесами. В книге, как, видимо, и в голове у автора, все вперемешку: толкиеновские герои и современные зеленые, борющиеся за экологию заповедного леса; орки, тролли и русский лесной дед, который проучил зарвавшегося депутата народными средствами. Вот уж действительно оправдание названия- и эльфы тебе, и средняя полоса. Затрудняюсь выразить главную идею произведения (а может быть, ее у автора и не было?): знай во всем меру, жадность в любом мире до добра не доводит?
По пятибалльной шкале оценила бы книгу на твердую тройку: читабельна, но в голове не задерживается, прочитал - забыл.

Светлана Чистякова

Современная литература порой представляет собой слияние различных жанров. Литературные произведения современных авторов не всегда читаются легко и понятно. Иногда сложно отнести к какому-то одному жанру то или иное произведение, как это было ранее: роман, повесть, быль, научно-фантастический рассказ. Сегодня до такой степени это все размыто, что трудно определить в какой исторической эпохе находятся герои произведения, что происходит? Часто в историю вплетаются элементы фантастического, мистического и соотнести это с чем-либо сложно.
Моё первое знакомство с В. Сорокиным состоялось после прочтения его повести «Метель». Автор известный, книга получила II приз национальной литературной премии «Большая книга».
Во время чтения меня не оставляло чувство «дежавю». Что что-то, когда-то подобное читала и даже сюжет и слог очень походит. У наших классиков русской литературы А.С. Пушкина и Л. Толстого есть подобные сюжеты.
«Хоть убей, следа не видно.
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам» А.С. Пушкин «Бесы»
Понимаю, что современный автор постмодернистской литературы придумал что-то свое и хочет нам поведать об этом. Не спорю, читается легко, но меня ждало разочарование. Я читала и не понимала, зачем я это делаю. Полная ерунда. Автор совмещает несовместимые вещи, вводит надуманных героев и «необычные предметы и существа»: маленькие лошадки, которые помогают самокату передвигаться по снегу; стеклянные пирамидки, разбросанные на снегу, которые оказывают наркотическое воздействие на человека; гигантские снеговики, витаминдеры. Никакой идеи, никакого адекватного сюжета. Осталось только чувство неудовлетворенности.

Татьяна Козиенко

Считается, что фантасты, материализуя мысль о будущем, формируют это будущее. В произведениях Брэдбери хорошо показаны проблемы, которые людям нужно преодолеть, Каким предстает будущее в его рассказах?
Мир «точно огромный черный корабль, он покинул берега разума и цивилизации и мчался во тьму, и уносил с собой два миллиарда людей, в пропасть радиоактивного пламени и безумия» («Кошки-мышки»).
Дом – это чудо техники: разговаривает, поет, сообщает погоду, декламирует стишки. Этакая болтливая нора. В домах есть вакуумный лифт, продуктопровод, интерактивная детская комната.
Все это приводит к тому, что человек не может остаться один: «друзья звонят мне без конца. Ни минуты покоя… радиобраслет – главное орудие пытки, жена и друзья вызывают меня без конца». («Убийца»).
А когда оказывается дома, становится не нужным. Люди не знают, куда себя деть, разобщаются. («Вельд»)
Назревают социальные проблемы. Наступает конфликт между взрослыми и детьми. Выход из конфликта – убийство. («Вельд», «Урочный час»)
Когда взрослые заняты своими делами, а дети предоставлены сами себе возникает возможность завоевать Землю. «Чтобы хорошо воевать, надо найти новый способ застать людей врасплох. Тогда непременно победишь. И еще… надо найти помощников в лагере врага. («Урочный час»). Этими помощниками выступают дети.
Это страшно. Мир будущего пугает. Не зря в рассказах Брэдбери герои мечтают вернуться в прошлое, чтобы жить без войны, освободиться от «всевидящего ока». Хорошо, что в будущем Брэдбери человек уже может путешествовать в прошлое.
Лучше пусть прогнозы не сбываются…
В одном интервью Брэдбери задали вопрос о том, почему не сбылись многие его прогнозы, — в частности, о поселениях землян на Марсе к началу третьего тысячелетия. Писатель ответил достаточно резко: «Потому что люди — идиоты». После Брэдбери привёл в пример некоторые современные вещи, которые он считает бесполезными и глупыми: костюмы для собак, должность рекламного менеджера и «штуки вроде айфона». Писатель сказал, что если бы люди больше развивали науку, осваивали космическое пространство, то трудно предсказать, каким бы был наш мир сейчас. Но современное общество, по мнению Брэдбери, «хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы».
Р. Брэдбери: «Ключ к успеху зарыт не в прогрессе, а в самих людях».

Людмила Рыженкова

Рэй Бредбери пишет для современного человека о вечных и прописных истинах. «451 градус по Фаренгейту» - научно-фантастический роман-антиутопия. Он изображает мир на пороге ядерной катастрофы, мир, в котором люди перестали общаться и совсем перестали читать. Сначала книгу заменил телевизор, который занял все четыре стены комнаты, а книги стали сжигать за ненадобностью. Приходящие ежедневно в твой дом с экрана люди стали ближе, чем домашние. Встречи с ними стали желанны, к ним спешили после работы. Люди стали внушаемы и вменяемы для всего, что говорилось с экрана.Почему так назван роман? Потому что именно при такой температуре начинает гореть бумага, в том числе и бумага, на которой печатаются книги. В обществе потребления, где меньше всего уделяется внимание душе, не нужны книги, которые помогают людям размышлять не только о хлебе насущном. Только небольшая группа людей задумывается, а какой же должен быть истинный, духовный мир. Именно они стараются спасти свою душу и души потомков, для чего заучивают наизусть книги, чтобы донести их до своих детей и внуков.
Главный герой романа, Гай Монтег, был сначала, как все, но потом понимает, в чем истинная духовность мира и переходит на сторону тех, с кем сначала боролся. Он бегством спасается от погони (что очень тяжело, ведь кругом кинокамеры, и в далёком «Мозговом центре» ежесекундно видно каждого жителя цивилизации). Роман был опубликован в 1953 году, но как же он актуален и интересен сегодня!

Екатерина Берестова

Обилие современных жанров, количество имен писателей-фантастов, бесконечное появление многочисленных серий может поразить даже искушенного почитателя литературы мечты. Ну что ж, мы свой первый шаг в этом направлении сделали. Читайте и вы! На самом деле фантастика – чтение дающее множество удивительных минут истинного сопереживания. Поэтому не отказывайте себе возможность насладиться игрой мысли и воображения авторов.


Назад
Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.