Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Фандорин по-Пелевински?

Представляю вашему вниманию новый роман Виктора Пелевина « t»[1].
В любом произведении есть главный герой или героиня.
Пришла пора и нам познакомиться с ним. Так кто же он - наш герой, таинственный «t»?[2]

Вы легко узнаете его по описанию: «высокий, чернобородый мужчина мощного телосложения, одетый в длинную рубаху. Его ноги босы…».
Не догадались?

«Защитник угнетенных, благородный аристократ, не боящийся бросить вызов злу… любимец женщин, наконец. Настоящий народный герой, хоть и граф!»
Итак, звуки фанфар, наш главный герой - знаменитый граф Толстой.

По законам жанра героя всегда ждут задуманные неутомимым автором события.
На этот раз, граф Т отправляется в таинственную Оптину пустынь.[3]

Следуя все тем же законам жанра, с нашим героем происходят по истине чудесные истории. Уже на первых страницах мы видим его в образе милого священника, тихо ведущего светскую беседу со своим попутчиком. Но нет, это всего лишь маскировка, и вот, буквально через мгновение он уже выпрыгивает из окна едущего поезда прямо в реку.

Казалось бы, ничего себя завязка!

И вот уже мы видим, что из реки живым и невредимым выплывает молодой чернобровый мужчина, почему-то, как в плохой мыльной опере, потерявший память. Наверное , сотни таких историй мы постоянно слышим из СМИ.

Наш герой в панике, он растерян, но, вот чудо: вдалеке появляется корабль, да не просто какая-нибудь баржа, а настоящая греческая триера.

Вы уже заинтригованы?

Увы, корабль оказался всего лишь добротной стилизацией под антик.
Зато, держитесь крепче, на палубе его встречает – снова звук фанфар – сама княжна Тараканова собственной персоной. Выполняя волю покойного мужа, она плавает по российским просторам на этой триере, где заведен домашний уклад в античном стиле и ведет со своими гостями философские беседы о многобожии.

Вам и теперь не захотелось узнать, о чем могли говорить эти два совершенно разных и по времени и по гендеру человека?

Ну, тогда приготовьтесь!

Судно захватывают, нет, не сомалийские пираты, а амазонские индейцы, безжалостные и опытные убийцы под руководством тайной полиции.

Давайте остановимся на минутку. Как видите, нашему герою не сладко. Но кроме всех кошмаров, сваливающихся на него как в страшном сне, в его голове стал звучать тихий мужской голос. И оказалось, что этот голос принадлежит тому, кто имеет безграничную власть над всеми аспектами такого нелегкого существования графа. Он имеет чудесное имя Ариэль, как у героя из шекспировской «Бури».

Наверное, тут хоть у кого голова пойдет кругом: постоянная погоня, призраки бывших претенденток на престол, карлики-убийцы, а тут еще нудный голос в твоей голове настаивает на том, что именно он управляет всеми происходящими событиями, а ты всего лишь герой, судьбу которого он вершит свои пером.

Что бы сделали вы, когда кто-то упорно старается удержать Вас от поездки в эту странную и совершенно незнакомую Оптину пустынь? Сдались?

Но не таков наш граф!

Вернемся же к герою. О, ужас, мы застаем его в то мгновенье, когда он раненый заперт в горящем трюме. Дамы, не спешите падать в обморок!

Не зря в свое время молодой граф Толстой прошел армейскую школу: усилием воли (или росчерком пера таинственного Ариэля) он выскальзывает с корабля и плывет от него прочь.

Наш герой спасен, но если вы думаете, что на этом приключения таинственного графа Т заканчиваются, вы глубоко заблуждаетесь.

Минуточку, да мы всего лишь добрались до сороковой страницы. Говорят, что прочитать толстовскую «Войну и мир» с первого раза неподготовленному человеку дальше сороковой страницы просто невозможно. Но у Пелевина-то все только начинается…

Да, никакому Акунину с его умным, спортивным и выносливым Фандориным не приснится то, что дальше переживет наш герой.

На его пути встретятся: цыганский табор, говорящая на латыни лошадь, Федор Михайлович Достоевский, сидящий в окопе, снайперски убивающий «мертвые души» и мечтающий о чистосердечном друге. Он мастерски пересечет знаменитую реку Стикс, встретится с монгольским медиумом Джамбоном Тулку, по ходу самого романа о нем напишут целых три книги, да и много еще чего нового узнает о себе наш неутомимый мыслитель и искатель приключений.

P.S. Такое ощущение, что у Пелевина было несколько идей, видимо давно вынашиваемых им для новых произведений. В общем, мыслей много, а тут издатель поджимает со сроками, и вот на-гора выдается новенький роман. В этом конкретном случае автор задумал соединить приключенческую и философскую основу романа. Вы скажете, а прием-то в литературе не новый. Так-то оно так, видимо подумал и наш автор. Только почему бы моему герою, стреляясь, прыгая с моста, разговаривая с лошадью, еще при этом и не пофилософствовать с внутренним голосом на тему спасения души, многобожия, подсознания, да и вообще, мало ли о чем еще захочется поболтать человеку в такой ситуации с тем, кто пишет его личную книгу судьбы.

И маленькая ложка дегтя. Автор так часто рассуждает о влиянии на современную литературу маркетинговой идеологии, что где-то к середине книги начинает складываться впечатление о том, что и написана она была только для того, чтобы набралось побольше страниц для объема. Все эти египетские мифологии, многобожие, даосисты, чернецы, патриархи, соловьевцы, опростившиеся, кошки-гермафродиты – просто сумасшедший коктейль, который без конца приходится пить нашему, в общем-то ни в чем не виноватому герою, по прихоти его многочисленных создателей.

И напоследок, маленький секрет: по ходу романа выясняется, что граф Толстой, великий мыслитель и писатель, живший в Ясной Поляне и ушедший в конце жизни в Оптину пустынь, по задумке тех же маркетологов от литературы окажется всего лишь прототипом нашего главного героя.

Так почему же именно Толстой и почему граф, вы, дорогой читатель, узнаете сами, если дойдете хотя бы до девяносто четвертой страницы сего повествования.

Но возможно, книга о другом, например, о тех, кто пишет нашу с вами книгу судьбы, наше сегодняшнее и будущее. И кто все мы – герои романа своей жизни или тоже чьи-то марионетки?

Цитаты из книги:

О человеке:
«Все мы куклы в этом мире, марионетки, которых дергают за нитки…»
«Каким бы ни был создатель, ему следует покориться. Не стоит в гордыне считать себя умнее мириадов прошедших по земле людей»
«Все мы чьи-то марионетки, но важно, что каждому дается шанс что-либо исправить»
«Свободы воли нет ни у кого, наука это тихо и незаметно доказала»
«У нас полстраны с утра бросает пить, а в обед уже стоит за пивом – и никто не мучится раздвоением личности, просто у всех такая богатая внутренняя жизнь»

О писателях и творчестве:
«Писатель, описывая несуществующий мир с помощью алфавита, делает практически то же самое, что творцы вселенной».
«Отец всех писателей – диавол. Именно поэтому творчество, демиургия, есть самый темный грех из всех возможных».
«Фальшивый герой какого-нибудь дамского романа с божественной точки зрения не менее реален, чем пассажиры метро, которые этот роман читают. Причем книжный персонаж, возможно, даже реальнее обычного человека. Ибо человек – это книга, которую Бог читает один раз. А вот герой романа появляется столько раз, сколько раз этот роман читают разные люди».
«В ваше время писатель впитывал в себя, фигурально выражаясь, слезы мира, а затем создавал текст, остро задевающий человеческую душу. Людям тогда нравилось, что их берут за душу по дороге с земского собрания на каторгу. Но сейчас от писателя требуется преобразовать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль».
«Литературное творчество превратилась в искусство составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом».

О реинкарнации:
«… если к вашей подошве прилипает нарзанная этикетка, это не значит, что в прошлой жизни вы были нарзаном»

От Федора Михайловича:
«Отчего так дешева стала жизнь? Да оттого, что дешева смерть»
«Европа, Европа, а что в ней хорошего в этой Европе? Сортиры чистые на вокзалах и все. Срать туда ездить, а больше и делать нечего…»
«…. Уходит связь с высшим, всякое дуновение Бога, и на месте души остается только лужа яда… Отсюда это постоянное стремление высших классов уничтожать, язвиться и одеваться в особые одежды, всячески демонстрируя свое отличие от других. Демонстрировать… это ведь от «демон»…»

От графа Т:
«Надо постоянно что-то думать, а то исчезну, совсем растворюсь, как сахар…»
«Главные вопросы современности вовсе не «что делать?» и «кто виноват?». Они совсем другие – «где я?» и «кто здесь?». И в любой жизни рано или поздно наступает момент, когда это больше невозможно от себя скрывать»
«Да вы хоть представляете себе, какая это мука – знать и помнить, что ты живешь, страдаешь, мучаешься с той единственной целью, чтобы выводок темных гнид мог заработать себе денег?»

Алена Шашкина



[1] Знак «t» - двадцатая буква в латинском и русских алфавитах. В кириллице обозначает «твердо»

[2] Рассказывая о его похождениях, авторы стараются «не упоминать настоящей фамилии, чтобы не попасть под статью о диффимациях».

[3] По данным современной энциклопедии всего лишь мужской монастырь, основанный в 2 км от г. Козельска, и граф Толстой в свое время посещал скит, находящийся возле монастыря.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.