Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Учителями славится Россия

Содержание
1. Профессия – учитель
2. Всемирный день учителя: история праздника
3. Педагогические династии Нижнего Тагила
4. Художественное слово об учителе

Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем  заменить невозможно. 
К. Д. Ушинский

 «Сеять разумное, доброе, вечное…». Какая это замечательная работа – работа учителя! Передавать подрастающему поколению накопленные человечеством знания и тем самым вносить свой вклад в развитие цивилизации – призвание в высшей степени достойное.
Мысленно окиньте взглядом историю двадцатого века. Все пережитые нами общественные, социальные и научные свершения опирались на знания и образование. Победа в Великой Отечественной войне, полет в космос, ядерный щит страны, атомная энергетика – все это вышло из нашей школы, кстати, первой в мире ставшей образовательной.
Учитель в России всегда пользовался почетом и уважением. А на селе вообще считался самой авторитетной фигурой, носителем нравственных начал. Учитель в России был больше, чем учителем литературы, физики, химии… Он был Учителем жизни, просветителем народа.
У каждого в памяти на всю жизнь запечатлелись свои образы школьных учителей, ставших нам близкими людьми. Цель дайджеста – еще раз напомнить о замечательных людях этой профессии, настоящих мастерах своего дела.
Дайджест состоит из пяти разделов. В первом разделе представлена литература о профессии учителя. Во втором разделе дана краткая историческая справка о празднике «День Учителя». Педагогическим династиям Нижнего Тагила посвящен третий раздел. Литература в этом разделе расположена в алфавите персоналий.
Стихи и проза об учителях представлены в четвертом разделе. В дайджест включены книги и статьи из периодических изданий за последние десять лет. Книги в разделах расположены в алфавите авторов и названий, статьи – в обратной хронологии.
Материалы дайджеста адресованы всем, кто с благодарностью относится к труду учителя.

2010 – Год учителя

Указ Президента РФ от 10 марта 2009  г. N 259
"О проведении в Российской Федерации Года учителя"
В целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя постановляю:
1. Провести в 2010 году в Российской Федерации Год учителя.
2. Правительству Российской Федерации:
образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года учителя и утвердить его состав;
утвердить план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять соответствующие мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года учителя.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. 

Москва, Кремль

10 марта 2009 г.

N 259

Президент Российской Федерации              Д. Медведев

"Российская газета", N 43, 13.03.2009
"Собрание законодательства РФ", 16.03.2009, N 11 ст. 1275 

Голубкова М. Мастер-класс. Президент Медведев открыл Год учителя : [Президент России принял участие в работе Педагогической Ассамблеи, которая стала первым мероприятием Года учителя в России, где сформулировал основные направления развития современной школы] // Российская газета. – 2010. – 22 янв. – С. 1, 2.

5 октября – Международный день учителя

Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1961
"О праздновании Дня учителя"
Учитывая решение ЮНЕСКО об объявлении 5 октября Международным днем учителя, постановляю:
1. День учителя праздновать в Российской Федерации 5 октября.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. 

Москва, Кремль

3 октября 1994 г.

N 1961

Президент Российской Федерации

Б. Ельцин

 

 "Российская газета", N 190, 05.10.1994,
"Собрание законодательства РФ", 10.10.1994, N 24, ст. 2596

Профессия – учитель

Педагогическая культура личности педагога // Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002. – Гл. 4. – С. 105–126.
Профессия – учитель : учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой. ─ М.: Academia, 2005. ─ 365 с. ─  (Твоя профессия. Профильное обучение школьников).
Щуркова Н. Е. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога // Педагогическая технология : учеб. пособие. – М., 2005. – Гл. 17. – С. 192–201.
Лукьянова М. Педагог сегодня : особенности, трудности, риски, возможности // Народное образование. – 2009. – N 8. – С. 265–272.
Шкатулла В. Управление профессионализмом учителей : [описательная модель профессии с составлением профессиограммы] // Народное образование. – 2008. – N 8. – С. 143–150. 
Массовая профессия для избранных : [о профессии учителя. Статьи] // Абитуриент. – 2007. – N 11. – С. 2–9.
Зотова Н. О ценностных смыслах профессии педагога // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 100–104 .
Еремкина О. В. Формирование психодиагностической культуры учителя // Педагогика. – 2007. – N 1. – С. 59–66.
Галушкина М. Что мы знаем об учителе?: Кризис учительской профессии – это проявление системного кризиса школьного образования. Репрофессионализация учителя возможна при кардинальной трансформации института школы // Эксперт. – 2006. – N 41. (нояб.). – С. 106–111.
Смирнов К. Здоровье учителя: возможности самосовершенствования // Школа и производство. – 2006. – N 5. – С. 2–5.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации современного учителя : [статьи] // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – N 2. – С. 56–63.
Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. – 2006. – N 2. – C. 65–70.
Серова Л. Похожие и разные : [«В начале жизни школу помню я…». Личность учителя] // Наука и жизнь. – 2006. – N 1. – C. 62–66.
Капустина Э. Имидж современного педагога // Учитель. – 2006 – N 1. – С. 59–61.
Горланова Н. В памяти : [очерки о первых учителях, память о которых остается на всю жизнь] // Семья и школа. – 2005. – N 7. – С. 10–11.
Джанашия Л. Воспитывать своим примером : [о профессии учителя] // Школьные технологии. – 2004. – N 2. – С. 233.

Всемирный день учителя: история праздника

Международный день учителя — профессиональный праздник работников сферы образования. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году. В России до 1994 года, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года, День учителя отмечался в первое воскресенье октября, но согласно указу Президента РФ от 3 октября 1994 года, Международный день учителя в России отмечается 5 октября.
Ежегодно в этот день в более чем в 100 странах отмечается день учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя (World Teaches' Day). Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной Организации Труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers). 
5 октября – Всемирный день учителей : [учрежден в 1994 г.] // Право Плюс. – 2007. – 4 окт.

 Педагогические династии Нижнего Тагила

Династия – несколько поколений, работающих в одной отрасли, передающие друг другу любовь к своему делу и его секреты. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон

Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться ею. А еще дело всей жизни можно передавать по наследству. Когда у матери с дочерью одна и та же специальность, мы говорим о семейной традиции, но если к этому добавляются племянники, внуки, правнуки, речь идет уже о большем и солидном, нежели наследственность, а именно, о династиях.
Таких многочисленных, как в педагогике, пожалуй, нет ни водной другой отрасли.
Голубчикова А. Сильны учительские гены : [издана книга, посвященная педагогическим династиям Н. Тагила] // Горный край. – 2004. – 11 нояб.
Ермаков А. Глава учительской династии. Очерк : [о С. А. Агеносовой] // Тагильский рабочий. – 1973. – 1 сент.
Соколова Д. Учительская семья Вахтомовых : [глава династии В. И. Вахтомов имел частную библиотеку книг и журн., с. Висим, Н. Тагил] // Пригородная газета. – 2008. – 25 янв. – С. 9. : фот.
Мосунов А. Связующая нить : [о династии учителей Марчевских] // Тагильский рабочий. – 1981. – 23 февр.
Славная С. В. Влюблен по собственному желанию: в списке педагогических династий прибавление : [беседа с матерью Светланой Васильевной и дочерью Ириной Славными – учителями начальных классов] / С. В. Славная; записала А. Голубчикова // Горный край. – 2005. – 4 окт.
Черемных Н. «Мы работали не зря» : [о 90-летней долгожительнице из учительской династии А. М. Соколенковой, Н. Тагил] // Тагильский рабочий. – 2008. – 12 янв. – С. 4 : фот.
Хлопотова Н. Из рода Хлопотовых : Корни и ветви : [о производственной и педагогической династии семьи. Общий трудовой стаж с 1845 г. - 911 лет] // Горный край. – 2001. – 5 окт.
Хлопотова Н. Из рода Хлопотовых : [о династии учителей и металлургов Хлопотовых, которые с основания Нижнего Тагила пустили корни в уральскую землю] // Горный край. – 2001. – 17 авг.
Кононова Т. «У нас семья неяркая». Три поколения тагильчан Хлопотовых // Уральский рабочий. – 1999. – 6 нояб.
Вендер Д. «Тайна» большого дерева : [о династии нижнетагильских учителей Хмельниковых] // Тагильский рабочий. – 2003 – 30 мая.
Мосунов А. Жить, чтобы отдавать : [о династии учителей Цыпиных] // Тагильский рабочий. – 1981. – 16 окт.

 Художественное слово об учителе

Учитель – профессия дальнего действия.
Главная на земле.
Р. Рождественский

В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых главных – это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

 Стихи об учителях

 Бобрышева Т. П. К дню учителя

Как хорошо, что праздник отмечаем
Осенью красивой, золотой,
Когда красная рябина под окном
Машет нам последнею листвой.

Когда белые березы, обнажившись,
Показали гибкий, тонкий стан,
Когда золотом усыпаны дорожки
И не слышно перелетных стай.

Все чаще красотами чаруя,
Собралась природа на покой.
Только к Вам, родные педагоги,
Жизнь вернулась яркой, озорной.

Вот они мальчишки и девчонки,
Как в саду осеннем листопад,
Закружившись в грациозном вальсе,
Тихим шелестом уселись в ряд.

Посмотри в глаза – увидишь небо,
В душу загляни – увидишь рай.
Ты, как педагог, и просто мама,
Эту чистоту оберегай.

Знаю, дорогие, вам под силу:
Мудрость, знания и опыт у вас есть,
А хороших, добрых, нежных качеств...
Просто мне их всех не перечесть!

Бобрышева Т. П. К дню учителя // Изобразительное искусство в школе. – 2005. – N 4. – С. 71.

Болтачева Н. Учителю

Осенний лист кружится за окном.
Октябрь. Златая осень балом правит.
С зонтом, но с белым праздничным бантом
Мы в класс спешим учителя поздравить.

Мы в этот день хотим ей пожелать
Быть самой доброй, мудрой и красивой…
А дождь негромко простучит в тетрадь
Сонет осенний, ласковый и милый.

Учитель. С нами он из года в год
Проводит бесконечные уроки.
Домашние заданья задает,
Твердит незабываемые строки.

Он учит нас делить и умножать,
Читать, писать и строить предложения,
Вселенские законы постигать
И принимать серьезные решения.

Он строит дом отнюдь не на песке,
Фундамент верный заложить стремится.
И что сегодня пишет на доске,
В дела мирские завтра превратится.

Учитель дарит нам тепло и свет,
Нас собственным примером окрыляет.
А, если нужно, мудрый даст совет,
И каждый в классе это понимает.

Учитель – наш надежный, верный друг.
Он знает наши тайны и секреты.
Он доктор наших маленьких наук.
Спасибо говорим ему за это.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_369.html

Дементьев А.

Не смейте забывать учителей…
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет -
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год
Не шлем им поздравлений,
А в суете

Иль попросту из лени
Не пишем,
Не заходим,
Не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество,
На честность,
На успех.

Не смейте забывать учителей,

Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей…

Дементьев А. Д. Не смейте забывать учителей // Рожденье дня : книга стихов / А. Д. Дементьев – М.; 1978. – С. 33.

Дементьев А. Учителя

Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

Я знаю их по книгам да портретам,
Ушедших до меня за много лет.
И на земле, их пламенем согретой,
Я светом тем обласкан и согрет.

Звучат во мне бессмертные страницы,
Когда мы об искусстве говорим.
Все в этом мире может пригодиться.
И лишь талант вовек неповторим.

К учителям я обращаюсь снова,
Как к солнцу обращается земля.
И все надеюсь – вдруг родится слово
И улыбнутся мне учителя.

Дементьев А. Д. Избранное : стихотворения; песни; поэмы. – М.; 1985. – С. 145.

День учителя.

День учителя – праздник школьный,
Но его отмечает страна.
И торжественный он, и скромный,
И во всем его слава видна.

И ученый, и колхозник,
Композитор, шахтер и поэт –
Это в прошлом старательный школьник,
Это слава учительских лет.

День учителя весь в цветенье
От цветов и улыбок детей.
То учителя день рождения,
То великий его юбилей.

День учителя – праздник славы,
День победы и день торжества,
Праздник школьной великой державы,
Царства мудрости и волшебства.

День учителя – праздник школьный // Классный руководитель. – 2004. – N 1. – С. 36.

Лаухтин В.

Учитель – состояние души,
Призвание, талант и вдохновенье,
Профессия – труднее не найти,
А результат – познанье и прозренье.
Учить детей – что может лучше быть?
Гореть, страдать, отчаяться и верить,
Но ради этого, конечно, стоит жить,
Хотя итог порою не измерить.

Ученье – свет, а неученье – тьма,
Слова, давно истертые до блеска…
Не может быть безграмотной страна
И беспризорным, бездуховным детство.
От всей души желаем вам добра,
И мужества, и стойкости, и веры.
Пока звонят в душе колокола,
Не пропадет учительское дело!

Лаухтин В. Н. Учитель – состояние души // Чем развлечь гостей. – 2007. – N 7. – С. 88–89.

Москвичов А. Учителю

Обучать – нелегкая задача,
Научить – задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.

Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.

В нем живет так много разных судеб,
А эмоций – просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит, как по трапу, он.

И ведет, как штурман корабельный,
Свой фрегат по знаниям, волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.

Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, российский наш учитель,
Заслуживший славу и почет!

http://www.solnet.ee/sol/001/s_388.html

Москвичов А. День учителя

Как хорошо, что повод есть собраться
Нам с вами за одним большим столом.
Поговорить, тихонько посмеяться –
От шума на работе устаем.

Мы каждый день, как добрый тот волшебник
Подарки из мешка что достает,
Ребятам жизнь листаем, как учебник –
Им знания свои передаем.

Мы чувствуем дыханье поколений –
За выпуском придет еще один:
«Позволь смиренно преклонить колени,
Учитель, перед именем твоим!»

Мы классика слова не раз услышим
От школьников, сошедших с корабля.
И на доске, как в первый раз, напишем
Введенье в тему, жизнь начав с нуля!

Ведь каждый свой урок, как кинопленку,
Прокручиваем только первый раз.
Потом опять мы начинаем съемку –
Премьерный завтра будет ведь показ!

Ну а сейчас позвольте мне, коллеги,
Вас с праздником поздравить от души!
Пусть в жизни вам сопутствуют успехи,
Пускай не огорчают малыши!

Пусть мастерство с годами лишь крепчает,
Пускай растет и ширится оно!
За это можно выпить рюмку чая –
Сегодня это вовсе не грешно!..

Идешь с работы ты неторопливо,
Несешь букет, подаренный, цветов.
Октябрь на струнах осени дождливой
Тебе сыграть свой вальс-бостон готов.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_388.html

Москвичов А. Учитель

Живет на Земле профессий так много,
Но все же одна всех нужней и важней!
Учитель, ты сам выбрал эту дорогу
И долгие годы шагаешь по ней.

Пусть мимо тебя поколенья проходят,
А ты остаешься всегда молодой.
В душе самый первый экзамен проводишь,
Хотя уж покрыты виски сединой.

Стоишь у доски и решаешь задачу,
Мел крепко сжимая в своей ты руке,
А после уроков тихонько заплачешь,
Вдруг вспомнив дела нерешенные все.

Ведь в жизни проблемы идут вереницей,
Законы ее очень трудно понять.
Ты  игреки четко запомнил и иксы
И хочешь всегда получать только «пять»!

А кто-то сейчас покоряет планеты,
Другие банально сдают на права,
Вдруг вспомнят они наставленья, советы –
Учителя очень простые слова.

Они для тебя ведь детьми остаются,
Хоть сами уже своих внуков растят.
И в старом альбоме глаза их смеются
На фото, где рядом они все сидят.

Все так же к тебе они в школу приходят,
Но реже уже – в юбилей, Новый год…
Увидят тебя и прощенья попросят,
А ты их простишь – слишком много забот…

Ты судеб людских чародей и властитель,
Ты кладезь познаний и мудрости свет,
Ты просто волшебник! Ты просто… учитель,
Но это так сложно – простой дать совет.

И ты принимаешь высокие ставки,
Ошибку тебе уже сделать нельзя!
Ты душу свою отдаешь без остатка
Взамен не прося ничего для себя!

Но снова уроки – пора на работу,
Волнуешься ты: «Как сегодня пройдет?»
А после – домой, но идти не охота
Ведь завтра работа… И ТАК – КРУГЛЫЙ ГОД!!

http://www.solnet.ee/sol/001/s_388.html

Московских А. Учителям

Иду по золоту опавшему, по золоту,
А под ногами лужиц хрупкое стекло.
Сдается лето, уступает место холоду,
А на душе все по-весеннему светло.
Сегодня тихий день и яркий исключительно,
И в вальсе листья опадают на асфальт.
Сегодня праздник – День российского учителя,
И голоса детей особенно звучат.
Тепло приветствий снимет ваше напряжение,
Разгладит тонкие морщиночки у вас,
И с одинаково счастливым выражением
Сияют звезды ваших милых строгих глаз.
За труд почетный, а порою и мучительный
Вам благодарна вся российская земля.
Мятежных душ ребят умнейшие властители,
Простите, если мы вас чем-нибудь обидели…
Храни вас Бог, храни вас Бог, учителя!

Московских А. И. Иду по золоту, опавшему, по золоту // Чем развлечь гостей. – 2008. – N 7. – С. 51.

 Опарина Н.

Вдыхает лист осенний под ногами,
Открыл октябрь задумчиво глаза,
По-стариковски, с близкими слезами
Нам изливают душу небеса.
Все тихо и задумчиво в природе,
Осенний день – он философски строг.
Негромко празднуется этот день в народе,
Но вся страна идет, как на урок.
И пусть сегодня город не расцвечен,
И не стекаемся колоннами на площадь,
В сердцах особенным теплом отмечен,
Становится он праздником всеобщим.
Он не продрогшею сироткой просится,
А гостем дорогим за щедрый стол.
Под моросящим небом осени
Наш праздник в каждый дом вошел!
Учитель – самая большая категория!
Учитель – не гонитель, не проситель.
Пусть перекраивают лидеры историю,
Учитель – это вечный просветитель!
Учитель – нестареющее слово!
Учитель с каждым поколеньем новым
Становится и сам как будто тоже
Все искренней, все чище и моложе!

Опарина Н. А. Вдыхает лист осенний под ногами // Чем развлечь гостей. – 2004. – N 4. – С. 91.


Почетен и сложен
учительский труд,
Призвание, сердце
В дорогу зовут.

Но знаний богатство
Вы дарите вновь,
А с ними — надежду,
Добро и любовь!

Терпенье святое
И искренний смех,
Настойчивость, радость
И веру в успех.

Живете достойно,
Нам силы даря,
Всегда напряженно,
А значит, не зря!

http://www.prazdnik.by/content/detail/11/194/49511

Хоринская Е. Учительнице

Ты не спеша проходишь по тропинке,
По мягкой, чуть желтеющей траве…
Ты в темном платье. Белая косынка
На снежно-серебристой голове.

Разросся сад… И лет ему немало…
Его зимой щадили холода.
Сама ты эти яблони сажала.
В тот год, когда приехала сюда.

Смотрела ты и ласково и строго
И знала наши мысли и дела.
Ты провожала каждого в дорогу
И матерью для каждого была.

…Скользнут лучи по выкрашенным партам.
Заглянет в окна старый школьный сад…
Ты так же скажешь:
- Здравствуйте, ребята! –

Как нам сказала много лет назад.
И вот теперь, хоть мы давно в разлуке
И у самих седеет голова,
Но помним мы глаза твои и руки,

Твои простые добрые слова.
Всегда к крыльцу протоптана дорожка,
Буран ее не скроет никакой.
И кто-то в светлое твое окошко
Опять стучит взволнованной рукой.

Ты выйдешь к нам. И снова, как когда-то,
Увидим добрый и пытливый взгяд.
Ты просто скажешь:
- Здравствуйте, ребята! –
Как говорила много лет назад…

И до утра – таков у нас обычай –
Поговорим с тобою, как всегда,
О наших планах, службе пограничной,
О новостройках, дальних городах…

Расскажем мы, как шли вперед сквозь вьюгу
И брали неприступный перевал…
Тебе, прощаясь, поцелует руку
И тот, кто рук ничьих не целовал.

Хоринская Е. Е. Учительнице // Прощай, мой век… : стихи / Е. Е. Хоринская. – Екатеринбург, 2001. – С. 45–46.

Ярцев И.

Нет на свете мудрее профессии
И нужней для введенья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем: учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена –
О добре речь идет иль о зле…
О учитель! Пророк и наставник нам –
Вы остались посланцем добра!
Вас поздравить с учительским праздником
Нам сегодня настала пора!
Поздравляем, и пусть все мечтания
Исполняются очень легко!

Мира, света, здоровья, и званий,
И толковых вам учеников!

 Ярцев И. В. Нет на свете мудрее профессии // Чем развлечь гостей. – 2004. – N 4. – С. 91.

 
Учитель в годы Великой Отечественной войны

                    Стихи тагильских поэтов

 В. Кобяков Учитель

 Чесали бабы языки:
- Приезжий-то везучий,
Воюют наши мужики,
А он детишек учит.
Ему бы на передовой
Фашистов бить заклятых.
А он, здоровый, молодой,
Себя за ними спрятал.
Учитель одиноко жил.
И возвращался поздно.
Деревне души бередил

Ботинок скрип морозный.
Пока не затихал
Их скрип,
Томился всхлип,
Метался вскрик..
А дома в лунной пустоте,
Отваливаясь глухо,
Летел отстегнутый протез
В немой холодный угол.
Натянута, напряжена,
Была ночная тишина.

Кобяков В. Учитель // Поэтический голос Тагила : альбом. – N 7. – C. 33.

 Пшеничный А.  Баллада о школьном учителе

Сорок первый.
Снова лето властвует.
Выпускной,
Прощальный школьный бал.
До утра своих десятиклассников
Молодой учитель провожал.
Провожал,
Не ведая, что сбудется
Их мечта
О встрече через год,
Что вот эти пятеро смеющихся
Попадут в его стрелковый взвод
И что он,
Встречая пополнение,
Вдруг сорвет фуражку с головы,
И не по уставу,
От волнения,
Кто-то спросит:
- Это Вы?!.

На высоте,
Щербатой, как лимонка,
Уже вторые сутки напролет
Скоблили землю бритвами
Осколки
И врос в суглинок
Поредевший взвод.
Но, раздвигая рощицы останки,
Заскрежетала бешено броня,
И вдоль окопов
Полетело:
- Танки!...
И крикнул взводный:
- Слушайте меня!
Но, подтянув
Ремень помятой каски,
Стряхнув комки горячие
С плеча,
Один сказал:
- Ясна задача,
Классный. –
И улыбнулся:
- Можно отвечать?..

Ушли в тылы
Пять уголков-конвертов,
Где от руки
Под штампом полковым:
«Я ставлю сыну вашему посмертно
Оценку «пять»
За прожитое им».
Сорок синих тетрадок,

Сорок новых путей.
Видно, в доме порядок,
Если столько детей.
Сочинения тема –
«Я люблю тебя, Русь».
И опять прилетела
Стародавняя грусть.

Над листками склонился
И ушел в тишину…
Если Классный
Забылся,
Значит, вспомнил
Войну.

Пшеничный А. Баллада о классном руководителе // К огню и травам : стихи / А. Пшеничный. – Свердловск, 1980. – С. 8–9.

   Образ учителя в прозе

Брейтуэйт Э. Р. Учителю - с любовью : роман // Иностранная литература. – 1985. – N 2. – С. 3–53; N 3. – С. 13–18.
Нагибин  Ю. М. Учитель словесности : повести. – М. : Издательский дом "Подкова" , 1998 – 662 с.
Осипов М. Камень, ножницы, бумага : повесть // Знамя. – 2009. – N 7. – С. 51–70. 
Павлов О. Учитель входит в класс...: рассказ // Новый мир. – 2009. – N 1. – С. 84–91. 
Поляков Ю. Работа над ошибками : повесть // Юность. – 1986. – N 9. – С. 3–40. 
Распутин В. Уроки французского : рассказ // Повести и рассказы / В. Распутин. – М., 1984. – С. 624–652. 
Чехов А. П. Учитель словесности : рассказ // Рассказы. Пьесы / А. П. Чехов. – М., 1988. – С. 163–186.

Составители: Е. А. Ходырева, С. Г. Шишкина, библиографический отдел
назад


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.