Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Буллинг (или школьная травля) распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро.

Английское слово «буллинг» (byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно.

В Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни после того, как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона. В Великобритании состоялся суд над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями, хлестали крапивой. В Японии прокатилась волна подростковых самоубийств на почве буллинга. В Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых.

Проблема насилия в школе и даже в детском саду начала волновать психологов и педагогов давно – с 1905 года в печати начали появляться работы на эту тему. А сегодня буллинг стал темой научных исследований, конференций, статей и национальных проектов. С помощью опросов выяснилось, что школьная травля существует во всем мире – примерно каждый пятый ребенок испытал её на себе, а каждый седьмой – был агрессором.

Кто чаще становится агрессором, зачинщиком травли:
Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.
Импульсивные и легко приходящие в ярость.
Те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей.
Не испытывающие сочувствия к своим жертвам.
Если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков.
Страдающие от насилия в семье. Дети из семей, где популярны идеи шовинизма, ксенофобии.

Типичные жертвы буллинга:
Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети.
Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены.
Тревожные, неуверенные в себе дети с низким самооценкой.
Склонные к депрессии, чаще своих сверстников думают о самоубийстве.
Не имеющие ни одного друга – такими иногда становятся болезненные дети, которые пропускают много уроков и не успевают выстроить отношения.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников.

Во многих странах работают серьезные программы, разработанные специально для предотвращения агрессивности. Самая известная из них – общенациональная антибуллинговая программа, созданная норвежским психологом Даном Ольвеусом. Программа работает в Норвегии с 1983 года, и результаты ее настолько убедительны, что ее стали применять в США и Великобритании. Создана Европейская обсерватория школьного насилия (ЕОШН), а в Страсбурге разработан проект Хартии «Демократическая школа без насилия».

Во многих странах школьники играют в компьютерные игры, обучающие «антижертвенному» поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров. В некоторых школах Австралии создана система шефства – когда к младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно.

Известно, что 10% учителей провоцируют буллинг. Как они это делают? Очень просто. Когда учитель пристрастен, несправедлив, унижает и смеется над некоторыми избранными детьми, эти дети становятся жертвами травли. Учитель может отдыхать, его работу сделают его лучшие ученики. Травля очень заметна. Не верьте, что учителя ничего не видят. Все они замечают, но не умеют бороться с этим, а никто не хочет испытывать чувство бессилия и профессиональной некомпетентности, легче сделать вид, что ничего не происходит.

Есть взгляды и мнения, способствующие буллингу. Например: «жестокие отношения готовят детей к жизни», «мальчики без драк не вырастают», «все девочки интриганки». В результате образуется своеобразный заговор среди учителей.

Именно поэтому родителям надо самим защищать своего ребенка – как от того, чтобы не стать жертвой, так и от того, чтобы не превратиться в агрессора. Надо объединить усилия с другими родителями, вместе воздействовать на учителей и требовать внимания школы к проблеме.

Литература
Буллинг: кто под прицелом ? / Подгот. О. Черномыс // Домашний очаг. – 2008. – № 10. – С. 183 – 187.
Дети издеваются над сверстниками с большей жестокостью, чем взрослые // Семья и школа. – 2009. № 6. – С. 4.
Забелина Я. Агрессия – вред или благо? / Я. Забелина // Всемирный следопыт. – 2004. – № 6. – С. 64 – 65.
Зайцев Р. Понимать и уважать друг друга / Р.Зайцев // Мы. – 2007. – № 1. – С.78 – 87.
Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15 – 18.
Лебедева Н. Обозленный возраст. Почему наши дети стали такими агрессивными? / Н. Лебедева // Российская газета. – 2008. – 5 марта. – С. 12.
Новак О. Синдром школьных убийств пришел в Россию. Эпидемия немотивированной человеческой агрессии захлестнула мир / О. Новак // Российская газета. – 2009. – 19 марта. – С. 6.
Предупреждение насилия в школе: Виды насилия, агрессии и их последствия. Действия милиции / В. Н. Касаткин, Т. П. Симонякова, Н. Г. Манелис и др. // Воспитание школьников. – 2007. – № 2 – С. 28 – 32.
Рязанцева Е. Агрессивный подросток / Е. Рязанцева // Будь здоров. – 2009. – № 11. – С. 46 – 51.
Туркина О. Зачем ты меня родила / Семья и школа. – 2008. – № 11. – С. 10 – 11.
Юдина С. Отстоять место под солнцем. Как помочь ребенку, если его отвергают одноклассники? / С. Юдина // Труд. – 2008. – 6 ноября. – С. 23.

Составитель: О. Ю. Петрикова

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.