Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

10 июня 2022

Ушковская гидросистема в XIX веке: строительство, устройство и место 
в гидротехническом строительстве на Среднем Урале

Триста лет – немалый срок для существования города. На протяжении всей своей истории Нижний Тагил вносил лепту в развитие отечественной культуры. Далеко за его пределами известны достижения тагильчан в области науки и различных искусств. Архитекторы и строители – уроженцы Нижнего Тагила – также оставили свой культурный след. В том числе – Клементий Константинович Ушков, заводской крестьянин Нижнетагильского завода, гидростроитель. В юбилейном для Нижнего Тагила 2022 г. исполняется 175 лет самому известному его творению – Ушковской гидросистеме.

Последний этап русской колонизации Урала в XVIII в. характеризовался развитием металлургической промышленности и появлением нового типа поселения, связанного с производством – заводского посёлка или просто завода. Такое поселение, как правило, состояло из заводских сооружений, в том числе административных, служебных и хозяйственных зданий, и из собственно поселения – жилищ рабочих и заводских служащих. Уральский заводской посёлок мог непосредственно прилегать к заводу или находиться на некотором расстоянии. Обычно поселение вырастало вдоль пруда или реки.

Заводы строились в непосредственной близости от источников сырья – месторождений руд. Основным видом энергии для приведения в движение заводских механизмов долгое время оставалась энергия падающей воды, поэтому заводские пруды, образованные в результате строительства плотин и дополненные различными гидротехническими сооружениями, играли огромную роль в осуществлении производственного процесса.

Практически одновременно с началом функционирования уральских заводов возникла общая для всех них проблема – нестабильная наполняемость заводских прудов, вызванная, прежде всего, особенностями климата: длительные и нерегулярные межени значительно сокращали приток воды. В результате попыток решения проблемы водоснабжения заводов на Урале возник своеобразный тип гидротехнических сооружений – безнапорные деривационные системы, предусматривающие отвод воды из близлежащего водоёма – реки или озера – по искусственному руслу для повышения уровня заводского пруда.

В статье речь пойдёт об Ушковской гидросистеме, расположенной в 3 км к северо-западу от посёлка Черноисточинск в Свердловской области (рис. 1). Это гидротехническое сооружение известно как «Ушковский канал», «Ушковская канава» или просто «Канава».

ris. 1.JPG

История «Канавы» на протяжении десятков лет вызывала живейший интерес у краеведов Нижнего Тагила. Работы Н.С. Боташева [2], М.С. Рафикова [24; 25], С.И. Хлопотова [31], В. Терентьева [29], А.Л. Пичугина [18; 19], как правило, посвящены строителю гидросистемы – Клементию Константиновичу Ушкову, и процессу строительства. Наиболее полным и глубоким краеведческим исследованием можно назвать очерк С.В. Ганьжи, обобщающий материалы о биографии К.К. Ушкова, сведения о его семье, историю строительства канала [15]. В публикациях тагильских краеведов содержатся отдельные сведения об использовании канала во второй половине XIX и в ХХ веке [18]. Краткие сведения об истории строительства Ушковской гидросистемы имеются в работах географа Н.П. Архиповой [1, с. 49–52], историков В.В. Данилевского [3, с. 302–303] и А.Г. Козлова [15], писателей А.Г. Бармина [15] и М.С. Шагинян [32]. Работу по сбору и обобщению информации по истории Ушковского канала много лет ведут сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Хорошо известны работы С.А. Клат, Л.П. Малеевой, Т.В. Смирновой, Е.М. Ставцева, А.Г. Корякова и других авторов [5, с. 10–12; 26; 7].

В 1960 г. «Ушковский канал – замечательное гидротехническое сооружение середины XIX века» Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. включён в список объектов культурного наследия [20].

История гидросистем при уральских заводах начинается в XVIII в., но особенная необходимость в заводских каналах обозначилась в первой трети XIX в., когда многие заводы начали испытывать трудности в сбыте произведённого железа [26] в связи с тем, что на европейских рынках российский металл активно стал вытесняться британским. Для поддержания конкурентоспособности и увеличения ассортимента выпускаемой продукции требовалась модернизация предприятий. Заводчики прибегали к различным способам, в частности, Демидовы стали развивать прокатно-расковочное производство.

В первые десятилетия XIX в. прокатные цеха строились на уже действовавших заводах, что вело к увеличению энергоёмкости производства, что, в свою очередь, требовало увеличения объёма воды, поступающего из заводских прудов. Основная трудность в решении этой задачи была связана с тем, что реки Урала, на которых строились заводы, за небольшим исключением, являются малыми как по протяжённости, так и по площади водосбора. Для них характерен нестабильный характер паводков, в том числе и сезонных [30, с. 6–12]. Это приводило к непредсказуемой наполняемости заводских прудов и сказывалось на работе заводов.

Регулирование объёма заводских прудов в XVIII–XIX вв. часто осуществлялось за счёт существования при металлургических заводах каналов. Можно выделить три основных типа этих сооружений по их назначению.

Прежде всего, это каналы, подводящие воду непосредственно к заводским механизмам. Как правило, они прокладывались в случае, когда заводские цеха находились от плотины на определённом расстоянии. Такие системы, состоящие из запрудной плотины и канала, были на Алапаевском (Нейво-Алапаевском) [9, с. 24], Анатольевском [9, с. 32], Воскресенском [9, с. 152], Нейво-Шайтанском [9, с. 335], Всеволодо-Вильвенском [9, с. 162–163] заводах. На Таишевском (Казанском) медеплавильном заводе плотины не было вовсе. Вода р. Таишевки непосредственно подавалась по каналу к цехам завода [9, с. 455].

Второй тип каналов – отводящие воду. Прокладывались в обход плотин, по ним производился сброс излишков воды из заводского пруда. Для примера можно привести каналы Белорецкого [9, с. 63] и Быньговского заводов [9, с. 97]. На Ижевском железоделательном заводе отводной канал построен для сброса воды, отработанной на молотовых фабриках [9, с. 220].

И, наконец, третий тип – каналы, являющиеся частью деривационной гидросистемы, предназначенной для увеличения водосбора заводского пруда путём переброски части воды из реки, не впадающей в заводской пруд, или из близлежащего озера.

На Кыштымском (Верхнекыштымском) железоделательном и чугуноплавильном заводе [9, с. 290] ещё в XVIII в. прорыты два канала, соединившие пруд с озерами Акакуль и Иакуль, а также построены три дополнительные запруды ниже завода (рис. 2) [27]. Каналы сооружены для увеличения водных ресурсов заводского пруда.

ris. 2.JPG

Для пополнения заводского пруда и улучшения работы Полевского и Северского заводов в 1879-1884 гг. сооружён небольшой канал и плотина на р. Глубокой [1, с. 52–54;9, с. 389, 419; 21] (рис. 3).

ris. 3.JPG

Довольно сложная гидросистема обеспечивала дополнительное водоснабжение Шайтанского железоделательного завода (рис. 4) [17]. Из озера Ирбитского, лежащего в 30 верстах к югу от Ирбитского завода, прорыт канал в небольшую речку Шайтанку (Вогулку), впадавшую в Ирбитский пруд. На р. Шайтанке в 2,5 верстах от Ирбитского завода насыпана плотина, и образовался Шайтанский пруд, первоначально – резервный. Позднее здесь построена вспомогательная кричная фабрика [9, с. 514].

ris. 4.JPG

Наиболее близкой аналогией Ушковской гидросистеме является так называемая Копань – дополнительная система водообеспечения Очёрского железоделательного завода (рис. 5) [16; 22]. Завод построен на р. Очёр, притоке Камы, в 100 км к западу от г. Перми, и действовал в 1761-1911 гг. В начале XIX в. завод испытывал энергетические трудности [16, с. 55]. Он нуждался в увеличении объёма поступающей воды. Ситуацию мог исправить отвод в Очёрский пруд части потока реки Чепцы. В 1813-1814 гг. реки Чепца, Куличиха и Очёр соединены каналом. Проект разработан членом окружного правления И.Ф. Бушуевым. Он предусматривал строительство «прóкопи» длиной около 1,5 км, глубиной до 40 м и шириной до 100 м. Работы начаты в 30 км к западу от завода и продолжались около двух лет. В них задействовали работников из четырех приказчеств (Верхне-Очёрского, Сепычевского, Путинского и Вознесенского). Работа на наиболее глубоких местах выемки грунта не прекращалась и зимой. Видимо, из-за ошибок в расчётах пуск воды по каналу не принёс ожидаемого результата. Значительного пополнения заводского пруда не произошло.

ris. 5.JPG

Расположение и инженерное решение Ушковской системы, в отличие от Копани, было удачным.

До постройки плотины Черноисточинского завода на месте пруда в широкой и относительно ровной долине располагалось небольшое озеро Чёрное, из которого брала начало речка Чёрный Исток (совр. р. Исток) длиной около 6 км. Заводская плотина располагалась в 2,7 км от места впадения Чёрного Истока в р. Чёрную (рис. 1). Пополнение образовавшегося Черноисточинского пруда происходило за счёт впадающих в него мелких речек, самая крупная из которых – р. Чауж длиной 24 км.

Согласно подборке архивных документов, составленной С.В. Ганьжой для очерка о Клементии Ушкове, Черноисточинский завод с начала своего функционирования в 1729 г. испытывал острую необходимость в регулировании уровня воды в заводском пруду [15]. Его наполняемость была нестабильной, что время от времени приводило к остановке подливных (нижнебойных) колес. Ещё в 1775 г. Акинфий Никитич Демидов запрашивал приказчиков Нижнетагильского завода о возможности строительства плотины на р. Черной для создания запасного пруда и, при необходимости, сброса воды в основной Черноисточинский пруд [15].

Заводоуправление вопрос изучило. Однако при провешивании намеченного места для плотины оказалось, что уровень будущего запасного пруда окажется ниже уровня основного Черноисточинского пруда на 11/3 аршина (0,95 м в метрической системе) [15]. Вопрос о дополнительной гидросистеме отложили.

Вторая попытка предпринята в 1799 г. Николай Никитич Демидов даёт поручение вновь назначенному управителю Нижнетагильскими заводами Андрею Егоровичу Груберу вновь рассмотреть забытый проект. Заводовладелец выделяет 10 тысяч рублей на строительство. Но, несмотря на положительную оценку А.Е. Грубером перспектив этого «заведения», строительство так и не начато [15].

В апреле 1805 года Н.Н. Демидов заключает договор с Клодом-Жозефом Ферри – отставным профессором Политехнической школы г. Мец (Франция). Один из пунктов договора – участие профессора в усовершенствовании заводских гидросистем. Решить задачу проведения канала из р. Чёрной в Черноисточинский пруд Ж.-К. Ферри также не смог [15].

Исходя из анализа переписки Н.Н. Демидова с управлением Нижнетагильскими заводами, проведённого С.В. Ганьжой, в 1814-1828 гг. заводовладелец и заводоуправление попеременно то убеждали друг друга в отсутствии необходимости плотины и канала на р. Чёрной, то доказывали острую потребность в них [15]. Дискуссия о необходимости строительства обострялась в годы засушливых меженей, когда уровень воды в пруду падал настолько, что производство приостанавливалось, а в «полноводные» периоды она вновь затихала.

Кроме того, строительство дополнительной гидросистемы – дело затратное и технически сложное. Помимо самого строительства было необходимо провести нивелирование поверхности довольно обширной территории, чтобы проложить оптимальный маршрут спуска воды. Спуск должен быть таким, чтобы в межень водный поток полностью не останавливался, не происходило заиливания, заболачивания и обмеления канала. Одновременно, в период паводков, вода не должна идти слишком быстро, размывать плотину или дамбы и изменять русло канала. Также следовало учитывать степень твёрдости берегов будущего канала и его ложа, извилистость русла, площадь затопляемой зоны. Ошибиться в расчетах объёма воды, которую соберет пруд, также нельзя. Кроме того, уровень речки Чёрной пришлось бы поднять на несколько метров, чтобы ее воды беспрепятственно пошли по новому руслу.

Николай Никитич Демидов скончался в 1828 г. Его наследники, сыновья Павел и Анатолий, не стремились глубоко вникать в производственные вопросы. К тому же 1830-е гг. на Нижнетагильских заводах – это десятилетие успешных экспериментов с энергией пара. В этом направлении творили известные тагильские мастера Ф.И. Швецов, Е.А и М.Е. Черепановы, П.П. Мокеев. На фоне новых технических открытий, а также приоритетного развития в округе «высокодоходных» отраслей – добычи руд, золота и платины, идея модернизации старых заводских гидросистем отошла на второй план.

Собственно история строительства Ушковской гидросистемы начинается в 1841 г. Одиннадцатого ноября заводской крестьянин Нижнетагильского завода Клементий Константинович Ушков подает на имя управляющего Нижнетагильскими заводами «Покорнейшее представление», в котором предлагает решение столетней проблемы [15]. Совет управления с предложением ознакомился и в тот же день направил его на рассмотрение господ заводовладельцев [12].

Клементий Ушков – не новичок в гидростроительстве. В своём «Представлении» он указывает на то, что имеет многолетний опыт устройства заводских мельниц и подведения к ним воды каналами. Знаком он и с предыдущими проектами проведения вод р. Чёрной в Черноисточинский пруд.

Возможно также, что К.К. Ушков при планировании маршрута прокладки канала пользовался результатами промеров местности, произведёнными французскими топографами Эдуардом Адамом Бержье и Огюстом Рени Аллори. В 1839-1850 гг. эти приглашённые специалисты проводили картографические исследования на территории Нижнетагильских заводов и дач по договору с Павлом и Анатолием Демидовыми [6, с. 95; 8, с. 231]. В 1845 г. О. Аллори должен был работать над составлением карт Черноисточинского завода. Видимо, к этому времени относится составленная французскими топографами карта «к проведению реки Чёрной в Черноисточинский пруд» [18, с. 39]. Следует отметить, что на опубликованной в 1855 г., уже после завершения строительства Ушковской системы, «Карте Нижнетагильской дачи господ Демидовых» никаких изменений, по сравнению с 1845 г., не внесено. Карта переиздавалась несколько раз. Последнее издание 1897 г. вышло также без нанесения Ушковской гидросистемы [4, с. 25].

Текст «Представления» позволяет предположить, что кое-какая предварительная работа по устройству гидросистемы проведена самим К.К. Ушковым. Судя по детальности описания, место расположения предполагаемых элементов гидросистемы было хорошо ему знакомо.

Река Чёрная в верховьях довольно мелкая. Ближе к среднему течению, благодаря впадению нескольких притоков, она становится полноводнее. После впадения р. Сухой, Чёрная около 2,5 км протекает по широкой болотистой долине вдоль юго-западного подножия горы Привалихи. На юго-востоке долина резко суживается между гор. Это место и выбрано Ушковым для возведения плотины. М.С. Рафиков в своих публикациях (без указания источника) сообщает, что К.К. Ушков с сыновьями промерил и провешил участок, предполагаемый под прокладку «канавы» [24, с. 78].

В своём «Представлении» заводоуправлению К.К. Ушков в общих чертах описывает задуманную им гидросистему [15]. Длина будущего деривационного канала в документе указана приблизительно – около 5 верст, т.е. немногим более 5 км. Русло реки Чёрной, видимо, тщательно обследовано в поисках участка, не только удобного для строительства плотины, но и для решения главной технической проблемы – значительного поднятия вод и обеспечения круглогодичного тока воды.

К.К. Ушков указывает, что намеревается за счёт строительства плотины образовать пруд, подняв уровень воды на 7 аршин (4,98 м) выше обычного уровня реки и устроить водосброс в канал через прорез с перепадом высот в 6 аршин (4,27 м). Чтобы избежать «промоев» ложа и бортов канала, в теле плотины предусматривался дополнительный прорез – вешняк, по которому должен осуществляться сброс излишков воды в периоды весенних паводков или обильных дождей. Вариант с использованием всей накопленной в запасном пруду воды (без устройства вешняка) также рассматривался. В этом случае К.К. Ушков указывал, что заводоуправлению придётся повысить плотину Черноисточинского завода.

Устройство водопроводящего канала предлагалось следующее. Уклон его от устья до заводского пруда предусматривался не менее 4 аршин (2,84 м), видимо, из расчёта на версту. Достигаться этот показатель должен был за счёт как естественного уклона местности, так и выборки грунта. Техническая находка К.К. Ушкова в данном случае – не сооружение полностью рукотворного русла, проведенного по прямой линии, а проходка его с учётом естественного рельефа, для увеличения уклона и уменьшения объёма земляных работ. Там, где это необходимо, ложе канала должно выравниваться и углубляться, в зависимости от участка, на глубину от 6 четвертей до 4 аршин (1,1–2,84 м). Ширина ложа определялась минимум 3,5 аршина (2,5 м). Борта канала устраивались под уклоном, что увеличивало ширину русла в верхней части приблизительно на 2,5 аршина (1,8 м) с каждой стороны. К.К. Ушков считал оптимальным уровень воды в устье канала «на плотинном» участке – 8 вершков (0,36 м), в нижнем течении – 1 четверть (0,18 м), на ровных участках – 5 четвертей (0,89 м). В «Представлении» подчёркивается, что максимальная наполняемость в 5 четвертей не означает такую глубину воды на всём протяжении канала. В местах падения рельефа местности уровень воды должен понижаться, а скорость потока возрастать. Чтобы избежать размыва и образования ямы под главным прорезом, у основания плотины предусматривалось «пробрать» дно канавой и заложить её подушкой из утрамбованной глины, «чтобы не могло осесть».

Проблема фильтрации воды через ложе канала решалась уплотнением с «хрящем» – каменистым грунтом или крупнозернистым песком, насыщенным обломками камня – продуктом выветривания горных пород. С этой же целью борта канала предполагалось делать довольно отлогими, они должны «уваливаться глиною и поверх глины щебнем».

При проектировании нижнего участка канала возникли трудности. Рельеф местности при приближении к Черноисточинскому пруду заметно повышался, что требовало довольно масштабных и трудоёмких земляных работ. Вместо этого Ушков предлагал провести воду не напрямую в пруд, а во впадающую в него реку Чауж. Наиболее удобное место определялось в полуверсте (533 м) выше моста по Висимскому тракту.

В «Представлении» К.К. Ушков рекомендует регулярный надзор за работой гидросистемы в течении двух лет по окончании строительства.

Практическое воплощение проекта К.К. Ушкова стало возможным только в 1847 г. с назначением Антона Ивановича Кожуховского главноуполномоченным по имениям и делам господ Демидовых. Почти забытый проект вновь поднят, рассмотрен, и Ушков получил «добро» на строительство с условием производить все работы за свой счет. Разрешение на строительство оформлено в виде предписания за № 58 от 14 октября 1847 г. Двадцатого октября 1847 года К.К. Ушков дает подписку о получении данного предписания и получает возможность приступить к работам [13].

20 октября 1847 года можно считать официальной датой начала строительства гидросистемы. В то же время, работа с архивными документами, проделанная С.В. Ганьжой, позволила предположить, что разрешительные документы оформлены «задним числом». Сохранилась докладная приказчика Прокофия Львова, приставленного заводоуправлением следить за строительством, и датированная 11 октября 1847 года. Согласно документу, земляные работы на всём протяжении канала уже были развёрнуты и интенсивно осуществлялись [14].

Работы прерваны с наступлением зимы и вновь возобновлены в следующем 1848 г. [15]. Согласно рапорту Нижнетагильского заводоуправления, работы полностью завершены летом 1849 г. [10]. В этом же году «канава» торжественно принята приехавшей в Нижний Тагил заводовладелицей Авророй Карловной Демидовой с семейством.

Описания только что пущенной гидросистемы в архивных источниках выявить не удалось. Предположительно она состояла из следующих элементов:

Плотина. Ею в направлении с юго-запада на северо-восток была полностью перекрыта долина р. Чёрной (рис. 6). Согласно современной типологии [23, с. 353–355] плотина К.К. Ушкова водоподъемная, низконапорная (глубина пруда перед ней менее 15 м), грунтовая (каменно-земляная), насыпная, низкая (менее 25 м). Тип конструкции плотины в архивных документах не упоминается. Скорее всего - однородная или с центральным ядром.

ris. 6.JPG

Прорезы. На юго-западном конце плотины устроен Главный прорез (рис. 7), на противоположном конце – дополнительный вешнячный прорез (рис. 8). Через него сбрасываемая вода ниже плотины протоками уходила к речке Еланке (современное название Яланка) и далее в естественное русло реки Чёрной.

ris. 7.JPG

Водопроводные устройства. Исходя из традиционных строительных материалов середины XIX века, водопроводные устройства прорезов должны быть из смоленого дерева. Скорее всего, они представляли собой сруб с устоями и сливом, помещённый в прорез плотины, затворы и подъёмные механизмы. Возможно, в Главном прорезе изначально установили устройство с двумя затворами, в Еланском – с одним. Первоначальные водопроводные устройства до настоящего времени не сохранились (рис. 7, 8).

ris. 8.JPG

Верхний прудок. Образован в результате затопления территории при постройке плотины, которая расположена в южной его части (рис. 9).

ris. 9.JPG

Нижний «прудок». В краеведческой литературе, без указания источников, устойчиво повторяется информация о наличии системы прудков на протяжении канала. Н.П. Архипова первоначальную «Ушковскую канаву» характеризует как «систему прудков, перемычек, затворов». Кроме того, автор упоминает второй, запасной, «шлюз», расположенный в 2 км выше от места слияния канала с Черноисточинским прудом [1, с. 51]. М.С. Рафиковым опубликована выполненная от руки схема Ушковской системы (рис. 10) с обозначением расположения второго шлюза, который изображён значительно ниже участка канала, получившего название «Нижний прудок» [25]. 

ris. 10.JPG

Возможно, краеведы делали выводы на основе наблюдения в русле канала остатков деревянных конструкций, относя их к середине XIX века. Сам К.К. Ушков в своём «Представлении» ни о каких дополнительных прудках в русле канала и запрудах с затворами не упоминает. Но заслуживает внимания его замечание по поводу образования пруда и проведения «канавы» по «покосным местам» [15]. При их последующем затоплении Ушков обязывался возместить «обывателям» убытки. Скорее всего, именно таким образом – в результате естественного при пуске воды затопления низинных участков – и образован Нижний прудок (рис. 11).

ris. 11.JPG

Канал. Представлен участками как с естественным током воды, так и проложенными вручную (рис. 12).

ris. 12.JPG

Дамба. Можно предположить, что правый борт канала прокладывали как можно ближе к подножию увалов – естественной границе долины р. Чёрной. Для левого борта природной «опоры» не было. В «Представлении» К.К. Ушкова дамба вдоль левого борта канала не упоминается. Возможно, она образована уже в ходе строительных работ. Выбранный при проходке грунт смешивали с щебнем и глиной и сваливали слева вдоль всей длины искусственного русла для выравнивания рельефа местности и создания барьера, препятствующего фильтрации воды. Иными словами, дамба существовала изначально, но не называлась таковой (рис. 13).

ris. 13.JPG

Инфраструктура Ушковской гидросистемы в «Представлении» К.К. Ушкова не описывается. Грунтовая дорога, соединяющая Верхний прудок с Висимским трактом, вероятно, существовала со времени постройки канала и пролегала вдоль его левого борта.

В 1892-1895 гг. Нижнетагильский и Висимо-Уткинский заводы связала заводская узкоколейная железная дорога. В месте пересечения ею Ушковского канала возвели мост, имелась станция с соответствующим названием – «Канава» [28]. Другие мосты, дорога по вершине дамбы, электрическое освещение – сооружены и проведены значительно позднее, уже в ХХ веке.

На сегодняшний день Ушковская гидросистема – единственное на Среднем Урале сооружение такого типа, действующее по первоначальному назначению на протяжении 175 лет.

 

Список источников и литературы:

1.    Архипова Н. П. Заповедные места Свердловской области / Н. П. Архипова. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1984. – 160 с.

2.    Боташев Н. С. Выдающийся русский гидротехник XIX века / Н. С. Боташев // Тагильский рабочий. – 1953. – 5 марта (№ 47). – С. 3.

3.    Данилевский В. В. Русская техника / В. В. Данилевский. – Ленинград : Газетно-журнальное и книжное издательство, 1947. – 516 с.

4.    Займогов А. И. Лесные дачи Уральских заводов / А. И. Займогов. – Екатеринбург : ООО «Грачёв и партнёры», 2012. – 46 с.

5.    Клат С. А. Деятели науки и техники Нижнего Тагила XVIII–XIX вв. / С. А. Клат, Л. П. Малеева. – Нижний Тагил : НТИРМ, 1984. – 23 с.

6.    Клат С. А. К истории создания метеорологической обсерватории в Нижнем Тагиле / С. А. Клат // 170 лет обсерваторских наблюдений на Урале: история и современное состояние : материалы Международного семинара. – Екатеринбург : Институт геофизики УрО РАН, 2006. – С. 95–98.

7.    Коряков А. Г. Я пришел къ вамъ взять волю! : крепостной умелец Клементий Ушков заставил заводчиков Демидовых отпустить его на свободу / А. Г. Коряков // Родина. – 2018. – № 6. – С. 69–74.

8.    Литовский В. В. Новые сведения к истории геоисследований на Урале / В. В. Литовский // Глубинное строение, геодинамика, тепловое поле Земли, интерпретация физических полей : Шестые научные чтения памяти Ю. П. Булашевича : материалы конференции. – Екатеринбург : УрО РАН, 2011. – С. 229–232.

9.    Металлургические заводы Урала XVII–XVIII вв. : энциклопедия. – Екатеринбург : Академкнига, 2001. – 536 с.

10. НТГИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 942. Л. 65об, 66.

11. НТГИА. Ф. 520. Оп. 1. Д. 7. Л. 1–6.

12. НТГИА. Ф. 520. Оп. 1. Д. 7. Л. 6об.

13. НТГИА. Ф. 520. Оп. 1. Д. 7. Л. 7, 7об.

14. НТГИА. Ф. 520. Оп. 1. Д. 7. Л. 92.

15. НТГИА. Ф. 520. Оп. 1. Д. 20. Л. 49–65.

16. Очёр – исторический город-завод. – Пермь : ООО «Типография «Астер», 2009. – 146 с.

17. Памятник природы Шайтанская канава // Гид : [сайт]. – URL: http://www.ekatgid.ru/nature/forest/pamyatnik-prirodi-shaytanskaya.html (дата обращения: 04.06.2022).

18. Пичугин А. Л. Веселые горы. Новыми тропами : историко-географические очерки / А. Л. Пичугин. – Нижний Тагил : Репринт, 2011. – 537 с.

19. Пичугин А. Л. Ушковская канава / А. Л. Пичугин // Уральский следопыт. – 2009. – № 10. – С. 63–65.

20. Постановление Совета министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30 августа 1960 г. № 1327 // Дистрибьюторский центр «Кодекс» : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9012089 (дата обращения: 04.06.2022).

21. Распопов П. Глубочинский пруд, гидротехнический тоннель и водопад Каменные губы / П. Распопов // Ураловед : [сайт]. – 2018. – 31 июля. – URL: https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/glubochinskij-prud (дата обращения: 04.06.2022).

22. Распопов П. Рукотворный канал Копань / П. Распопов // Ураловед : [сайт]. – 2019. – 23 мая. – URL: https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/kanal-kopan (дата обращения: 04.06.2022).

23. Рассказов Л. Н. Гидротехнические сооружения : учебник для вузов / Л. Н. Рассказов, В. Г Орехов, Н. А. Анискин [и др.]. – Москва : Издательство Ассоциации строительных вузов, 2011. – Ч. 1. – 576 с.

24. Рафиков М. С. Вокруг Лисьей горы / М. С. Рафиков. – Екатеринбург : СВ-96, 1999. – 192 с.

25. Рафиков М. С. Клементий Константинович Ушков / М. С. Рафиков // История Нижнего Тагила от основания до наших дней : [сайт]. – URL: http://historyntagil.ru/people/6_19.htm (дата обращения: 04.06.2022).

26. Ставцев Е. В народе зовётся «Канавой»: к 165-летию создания Ушковского канала / Е. В. Ставцев // Тагильский вариант! . – 2013. – 25 июля (№ 26). – С. 10.

27. Стариков А. А. Город Кыштым – «жемчужина» Среднего Урала / А. А. Стариков, Р. М. Лотарева // Академический вестник Уралниипроект РААСН. – 2010. – № 2. – С. 42.

28. Тагильские истории: дорога, которой нет // «Все новости» : информационное агентство Нижнего Тагила : [сайт]. – 2013. – 18 июня. – URL: https://vsenovostint.ru/2013/06/18/tagilskie-istorii-doroga-kotoroy-net/ (дата обращения: 04.06.2022).

29. Терентьев В. Памятник русской гидротехники / В. Терентьев // История Нижнего Тагила от основания до наших дней : [сайт]. – URL: http://historyntagil.ru/people/6_19.htm (дата обращения: 04.06.2022).

30. ФГУП РосНИИВХ. «Правила использования Верхне-Тагильского, Нижнетагильского, Черноисточинского, Вогульского, Ленёвского водохранилищ» (проект) // Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов : [сайт]. – 2014. – URL: http://nobwu.ru/index.php/2013-11-09-10-10-26/178-itogi2015 (дата обращения: 04.06.2022).

31. Хлопотов С. И. Памятник, которого нет / С. И. Хлопотов // Тагильский рабочий. – 1992. – 25 нояб. (№ 221). – С. 3.

32. Шагинян М. С. Ушковская плотина / М. С. Шагинян // Нижний Тагил. – Свердловск  : ОГИЗ, 1945. – С. 38–41.

 

 Мищенко О.П., библиограф,
Центральная городская библиотека

 

 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.