Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

В этом году Университету исполняется 4 года и наше 30-е заседание мы решили сделать открытым, посвятив разговору о российском беллетристе, переводчике, востоковеде, литературном критике, ставшим популярным благодаря серии исторических детективов.
Поскольку все крупные мероприятия обычно приурочивают к каким-либо датам, то и наше заседание проходит в рамках подготовки ко дню рождения Григория Шалвовича Чхартишвили, которое он отмечает 20 мая и 15-летию со дня рождения такого писателя как Борис Акунин. Слайд1.JPG
1 апреля 1998 года вышла первая книга «Азазель», автором которой стал Борис Акунин.
Сегодня это имя достаточно популярно и раскручено, его творчество действительно интересно широкому кругу читателей.
Поскольку наш автор человек, выступающий сразу в нескольких лицах - писателя, литературоведа, переводчика и редактора журнала, то познакомиться с такой личностью поближе всегда интересно.
Приведу такой интересный факт. Давая интервью, тому или иному журналисту Григорий Шалвович обычно требует, чтобы тот прочитал сначала его книгу, а уж потом составлял вопросы... да такие, чтобы он понял, что книга прочитана до конца! А поскольку все мы люди читающие, в том числе и книги Акунина, то думаю, нам сегодня есть о чем поговорить и что обсудить.
Слайд4.JPG
Серьезный исследователь японской культуры Григорий Чхартишвили свое творчество под псевдонимом Борис Акунин называет «литературным и деловым проектом». На вопрос «Кто вы, мистер Акунин?» нам решила ответить Татьяна Михайловна Козиенко.

Вопрос, который заинтересовал всех нас, появятся ли у Григория Чхартишвили в скором времени новые авторские маски, и какими они еще могут быть? Порассуждав мы решили, что время сюрпризов от Бориса Акунина еще не прошло, и наверное, впредь мы повнимательнее будем присматриваться к новым авторам, чьи инициалы будут начинаться на «А» и «Б». : )

Григорий Чхартишвили всегда был очень деятельной фигурой,Слайд2.JPG но на сегодня сумасшедшая активность его проекта под названием «Борис Акунин» превосходит любые ожидания. Литератор заполонил книжные магазины произведениями поэкспериментировав буквально во всех жанрах: детском, шпионском, кладбищенском, театральном, жанре "Роман-кино" и бог знает каком еще.

В каждой из книг автор использует приемы пародирования тех или иных жестких жанрово-тематических канонов, существующих в массовой литературе. Выбирая каждый раз новый жанр, Акунин формирует «жанровое ожидание» читателя и проверяет его на востребованность.

Помимо традиционных детектив, мелодрама, фантастика, Слайд14.JPGкостюмно-исторический роман Акунин создает доселе неведомые массовому читателю. Так в романе «Квест» Борис Акунин представляет образец книги, построенной по законам и логике компьютерной игры. Теперь у издания новая форма - «роман-компьютерная игра», которую можно не только читать, но в которую можно и играть.
Мы уже не говорим о том, как вообще любит Акунин играть со своим читателем. Начиная с псевдонимов и заканчивая призывом искать золотой перстень Порфирия Петровича из романа «Ф.М». и ведь, что интересно, люди искали его по всей Москве. Жаль, правда, что так и не нашли.
Даже журналисты и критики признают эти игры с читателем действенными, вызывающими дополнительный интерес к творчеству Акунина.

Совсем недавно Акунин признался в своем блоге: «Одни писатели мечтают стать новыми Толстыми, другие – новыми Чеховыми. Я (пришло время в этом признаться) всегда мечтал стать новым Карамзиным». Мы любим романы Акунина за их детективно-историческую линию. Ну, кто бы из нас стал так просто читать про битву с турками или про заговор в Баку, если бы их автором был не Акунин.
А между тем многие критики называют романы Акунина - псевдоисторическими. Но будем честны и сам писатель не раз признавался: «Я с историей обращаюсь примерно так же, как Александр Дюма. Но я всегда сильно переживаю из-за вкравшихся ошибок, но меньше, чем думают те, кто их так старательно выискивает. При том, что обычно сам сижу в архивах и читаю специальную литературу, я даю свои рукописи как минимум двум экспертам, специалистам в той области, о которой идет речь в романе. Александр Дюма не особенно утруждал себя проверкой фактов. Но мне самому так интереснее работать. В конце концов, никому не приходит в голову всерьез изучать реальную историю Франции XVII века по похождениям д"Артаньяна или Японии - по фильму "Самурай".
Слайд16.JPG
Получается, опять игра, в которой интеллектуальный читатель в произведениях Б. Акунина найдет всевозможные цитаты и аллюзии, намеки на известные исторические и культурные события, а заодно сможет насладиться блестящими стилизаторскими способностями автора.
Акунин уверяет, что «Подавляющее большинство людей имеют весьма смутное представление об истории собственной страны – лишь фрагментарные сведения, да и те в основном получены из романов и кинофильмов». Порассуждать на тему «Любви к истории Б. Акунина» мы доверили Светлане Михайловне Чистяковой. Подробнее.
Сегодня мы уже знаем, что Борис Акунин замыслил очередной грандиозный многотомный проект, под названием «История российского государства». Поэтому участники занятия задумались над вопросом, кто может стать ее потенциальным читателем: ученые историки, студенты? А мы с вами? Оказывается, желающих приобщиться к истории по-акунински не так уж и мало. Вот только на что она может быть похожа, мы так и не решили. Но Акунин не был бы Акуниным, если не задумал новый поворот событий и теперь одновременно с «серьезным» томом он обещает выпускать «несерьезный» – с историческими повестями, действие которых происходит в описываемую эпоху. И там он обещает дать полный простор художественному вымыслу. Так что? Очередная игра уже началась?

Ну с историей мы разобрались, но Григорий Чхартишвили многогранен и по его книгам, как выясняется, можно не только историю изучать, но и географию. Мир у Акунина, устроен по законам небесного дао. Наверное именно этим можно объяснить пристрастие автора к дорогам и путям. Своих героев он не держит в четырех стенах, даже раскрывая преступления они могут объехать весь мир.
Слайд18.JPG
Но все таки наиболее обширна, пожалуй, география путешествий его героя Фандорина: Россия, Япония, Южная Америка, Англия, Франция. Совершить «Прогулку по Фандоринским местам» предложила всем нам Людмила Юрьевна Рыженкова.
Слайд26.JPG
На мой взгляд, успешность любого большого творческого проекта, тем более литературного, не возможна без серьезного философского базиса. Ведь как бы то ни было, Борис Акунин создает литературу нового времени. «Философия по-акунински?» на эту тему мы попросили высказаться Татьяну Геннадьевну Русакову. Подробнее.

С самого начала своей писательской карьеры Акунин частенько обращается к творчеству классиков, за что, увы, не единожды бывал распят внимательными критиками. В его книгах мы найдем немалое количество аллюзий на произведения Гомера, Шекспира, Куприна, Булгакова и, конечно, Достоевского.
Слайд28.JPG
Так что игра в литературные аллюзии по книгам Акунина - это отдельный пласт, предназначенный как раз для нас, читателей с филологическим уклоном. Поговорить на тему «Диалог с классикой» писателя Григория Чхартишвили мы попросили Татьяну Михайловну Долгалеву.

Исключительную роль занимает в художественном пространстве Аунина - Япония. В “играх” автора в историю ни одна другая страна (за исключением России, разумеется ) не волнует автора в той же степени, в какой Страна восходящего солнца. Это и понятно: её культуру хорошо изучил профессиональный учёный Чхартишвили, а его детище Акунин, если судить по фамилии,- прямо японского происхождения.
Слайд29.JPG
Вспомним, что Григорий Шалвович закончил историко- филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ), получил диплом историка- японоведа. Является, переводчиком различной литературы, изданной японскими, американскими и английскими известными авторами. С 1994 по 2000 год являлся зам. главного редактора журнала «Иностранная литература», работал глав. редактором «Антологии японской литературы» в 20-ти томах. Больше всего, пожалуй, окунуться в экзотику Страны Восходящего солнца вам поможет «Алмазная колесница» Бориса Акунина. Самой книге свойственно определенное изящество – изящен сюжет, изящно оформление глав с трехстишиями хокку в конце. Акунин – специалист по Японии, что здесь демонстрируется без всякого стеснения. Философия, история, язык, обычаи, от многочисленных подробностей книга Акунина кажется почти японской.

Как-то в одном из интервью, Акунину задали вопрос: «У вас всегда исключительные образы женщин — умные, смелые, незамужние? Это идеал или вы действительно такого мнения о русских женщинах?»
— Не только о русских. Я вообще к женщинам отношусь гораздо лучше, чем к мужчинам.
Слайд32.JPG
Так какие же они, «Героини его романов» решилась рассказать Елена Алексеевна Савинцева. Подробнее.

И в заключении, небольшое «Интернет-досье на господина Акунина» подготовила Алена Леонидовна Шашкина.
Слайд33.JPG
«Добро пожаловать на Официальный сайт Бориса Акунина «Сочинения», довольно старый, но до сих пор исправно выходящий в первых строках, при запросе на Акунина и хранящий 7 книг из серии о Фандорине, 3 книги о Пелагее и несколько других изданий
«Творчество Бориса Акунина».
Здесь, Вы найдете описания всех романов и детективных историй написанных Акуниным. Кроме ознакомления с книгами Акунина и кратким содержанием его романов, у вас также есть возможность приобрести понравившееся Вам издание.
Произведения Акунина разделены на серии, серии в свою очередь деляться на книги в хронологическом порядке их написания, что позволяет читателю в правильной последовательности начать знакомиться с творчеством выдающегося писателя нашего времени - Бориса Акунина. То есть, все книги представлены в порядке их написания Акуниным.
Кроме того, помимо романов Акунина, здесь вы сможете найти и описания экранизаций по книгам Акунина. Ну а в завершении экскурса по творчеству Бориса, можно ознакомиться с самим писателем, подарившим нам так много интригующих и увлекательных произведений.
Отдельно хочется отметить, что покорение читателей началось с серии детективов-романов про выдающегося сыщика Эраст Петровича Фандорина. На сайте all-akunin.ru представлены все книги о приключения Эраста Фандорина.
Официальный сайт Эраста Петровича Фандорина «Фандорин!». Также давно заброшенный, но тем не мене имеющий неплохой «Музейчик им. Э. П. Фандорина». Где можно найти все от «Словесного портрета» до «Генеалогического древа Фандориных, Именины Эраста Петровича

Чем выгодно отличается ныне живущий писатель от ушедших от нас классиков, да тем, что вы можете с ним пообщаться, обсудить его книги, взять автограф и даже постоять с ним на митинге. Представляем блог Бориса Акунина «Любовь к истории». Существуют также авторские странички и в твиттере и на фейсбуке.

Борис Акунин — принципиальный сторонник «проектной», придуманной литературы — тщательно просчитывает уровень подготовленности своего потенциального читателя, стремясь сделать свои книги достаточно познавательными, однако не слишком при этом завысить интеллектуальную планку. И что бы ни писали об Акунине критики, как бы ни стонали от зависти братья-писатели, это действительно талантливый литератор.
Слайд27.JPG
И поскольку, Борис Акунин человек достаточно созидательный, нам захотелось тоже немного литературно потворить. Всем участникам было предложено написать синквейн на тему Акунин.

Вот что у нас получилось:
Акунин:
Талантливый, самодостаточный;
Читать, удивляться, грустить;
Хорошо проводить время;
Мистификатор.

Акунин:
Глубокий, разносторонний;
Удивлять путешествовать; развлекать
Заставляет ожидать чего-то;
Интрига.

Акунин:
Яркий, динамичный;
Играет, побуждает, дарит;
Явление в литературе;
Игрок.
Слайд40.JPG
И в конце хотелось бы озвучить ответ Бориса Акунина на вопрос, для чего ему нужны все эти проекты. «Когда я затевал проект под названием «Б. Акунин», прежде всего, постарался сформулировать для себя: а что за мечту, собственно, я хотел бы при помощи этого проекта осуществить? Стать богатым и знаменитым? Это, конечно, приятно, но для меня не главное. Сделать нечто такое, чего в России прежде не существовало, — например, создать «средний жанр», располагающийся между высокой и низкой литературой? Очень интересно, но опять не главное. Тогда что? Я думал-думал и вдруг сообразил. Я хочу всего этого (и не только этого) добиться, НИЧЕМ НЕ ПОЖЕРТВОВАВ — ни свободой, ни совестью, ни самоуважением — и плюс к тому НЕ РАБОТАЯ, А РАЗВЛЕКАЯСЬ. От такой формулы я сначала вздрогнул, потом стал думать дальше. И мне пришло в голову, что в этой на первый взгляд совершенно нереалистичной конструкции заключено нечто большее, чем мои креативные и прочие амбиции. По сути дела, это Русская Национальная Мечта».

Вот с таким неординарным автором мы сегодня знакомились на нашем занятии.


Назад
Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.