Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Шашкина Алена Леонидовна
заведующая Центром развития и профессиональных коммуникаций
Центральной городской библиотеки г. Нижний Тагил.
Email: kultura_tagil@mail.ru

Обучение библиотекарей в виртуальном пространстве

В условиях повышающейся конкурентоспособности сотрудник любого уровня и специализации должен постоянно улучшать свои знания и навыки. Чем грамотнее и профессиональнее специалисты библиотеки, тем эффективнее работает все учреждение. Одним из распространенных способов повышения личной квалификации всегда было участие в различных профессиональных мероприятиях. Их формат мог быть разным – конференция, семинар или мастер-класс. На этих встречах участники получали важную информацию, обменивались знаниями и опытом с коллегами, заводили новые профессиональные связи, наслаждались атмосферой и приятным общением, обретали мотивацию к реализации возникших на мероприятии идей и решений. Месяцы пандемии изменили не только нас, но и формат профессиональных встреч. Конечно, мы и раньше общались с коллегами в виртуальной среде, но не в таком количестве.

Центральная городская библиотека г. Нижнего Тагила регулярно организовывала профессиональные встречи для коллег из других территорий, а также обучающие мероприятия для своих сотрудников. В месяцы изоляции все силы отделов, ведущих методическую функцию, были направлены на то, чтобы ознакомить специалистов с современными программами и сервисами, различными цифровыми инструментами, с помощью которых они могли бы начать работу с аудиторией онлайн. Сотрудники центра развития и профессиональных коммуникаций провели обучающие мероприятия по темам: «Zoom. Организация конференции», «Библиотека для удаленного пользователя», «Как создать мероприятие в ВК», «Онлайн активности в социальных сетях», познавательный урок по созданию анимированных видео-презентаций в powtoon.com. Методическую консультацию «Библиотека онлайн. Что можно посчитать», размещенную в ВК, просмотрели более семи тысяч пользователей. Часть этих мероприятий проходила в прямом эфире через программы Skype и Zoom. Специалисты отдела электронной правовой информации и сервиса дистанционно учили коллег монтажу в программе VideoPad, тому, как записать скринкаст и создавать слайд-шоу в сервисах Google. В дальнейшем все это помогло организовать удаленную работу с пользователем на сайте библиотеки, в социальных сетях, в программах для видеоконференций.

Специалисты нижнетагильской системы за этот период стали участниками более 60 вебинаров и профессиональных онлайн мероприятий. Теперь же, по прошествии нескольких месяцев, нам захотелось провести рефлексию полученного опыта, понять, насколько выросли и расширились профессиональные навыки наших коллег, узнать, насколько востребованными оказались эти мероприятия, что после них вошло в повседневный арсенал работы. Кроме того, нам интересно спрогнозировать, останутся ли востребованными профессиональные мероприятия и встречи офлайн или их теперь заменят прямые эфиры и записи? В октябре 2020г. мы провели небольшой опрос на тему «Формирование медийно-информационной грамотности сотрудников библиотеки».

В опросе приняли участие 360 респондентов из библиотек Кузбаса, Ярославской, Тверской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областей, Пермского края, Удмуртии, Бурятиии, Республики Коми, Карелии и других территорий. В большинстве своем это специалисты со стажем (57,5%), проработавшие в библиотеке более 10-ти лет. Начинающих, тех, кто работает в системе меньше 3-х лет, оказалось немного – 18,2%. Возможно, молодым коллегам знакомы или неинтересны поднимаемые темы, неудобен сам формат мероприятий. Возможно, они еще недостаточно нацелены на повышение профессиональных компетенций. Оставшиеся 24,3% – это сотрудники, проработавшие от 4-х до 10-ти лет.

Чаще всего в дистанционных мероприятиях принимали участие рядовые библиотекари (63,4%), на втором месте – руководители среднего звена (27,2%), на третьем – специалисты смежных направлений (4,2%). Интересные темы для себя находили и руководители библиотек – директора и заместители (5,2%). В опросе также приняли участие методисты, библиографы и педагог-библиотекарь.

Наши респонденты оказались достаточно активными участниками библиотечных онлайн-конференций/ обучающих семинаров и вебинаров. За период с 1 апреля по 1 октября 38,4% приняли участие в 1-3-х мероприятиях, 31,9% просмотрели от 4-х до 7-ми, еще 12,6% стали слушателями 8-10-ти и 17,1% нашли время для более чем 10-ти профессиональных встреч.

Нас интересовал вопрос: что в первую очередь привлекает коллег к выбору того или иного мероприятия. Респондентам были предложены три варианта: интересная тема (90%), получение удостоверения/сертификата (10%), возможность выступить с докладом и поделиться с коллегами опытом (0%). Особых открытий не случилось: интересная программа и возможность получить документ – по-прежнему остаются решающими аргументами для участия в любом мероприятии.

На наш взгляд, большую роль в возможности повышения квалификации персонала в удаленном режиме сыграли методисты библиотеки. Именно они по результатам опроса стали основными информационными сопровождающими своих коллег (80,3%). Также оповещения о профессиональных мероприятиях респонденты искали самостоятельно (35,5%) или находили случайно (15,2%).

При большом количестве профессиональных встреч, переходящих сегодня в онлайн, нам хотелось понять, удобен ли самим участникам данный формат. Ведь с точки зрения зрителя/участника – это лишь окошко на электронном устройстве, да и технические мощности библиотек-организаторов порой оставляют желать лучшего. Тем не менее, большинство (70%) выбирали этот формат за возможность смотреть в любое время в любом месте, а каждому третьему (30%) все-таки не хватает контакта с коллегами и возможности побывать в самой библиотеке. Наиболее удобными из предложенных онлайн мероприятий оказались (в порядке убывания голосов): запись, прямой эфир, чтение отдельных (по выбору) текстовых материалов на сайте библиотеки-организатора и чтение сборника по итогам.

В целом 74% специалистов признали, что смогли получить множество полезной, новой, а главное актуальной для них информации, 24% восприняли такой формат мероприятий как необходимость, а 2% высказались отрицательно в связи с повторяющимися темами и тем, что ничего принципиально нового для себя не узнали.

Надо признать, что в сложившихся обстоятельствах быстрая методическая онлайн помощь оказалась как нельзя кстати, коллеги оперативно сориентировались в возможностях интернет программ и сервисов. 74,1% респондентов прошли обучение по взаимодействию с удаленной аудиторий.

Тем не менее, при разнообразии тем виртуальных мероприятий, у респондентов, по их признанию остались пробелы в познаниях. Если работу в соцсетях и организацию прямых эфиров освоили достаточно быстро, то программы по созданию медиапродуктов и ресурсов все еще вызывают определенную сложность. Здесь, скорее всего, не достает практической стороны. Освещая свой опыт работы, спикеры порой не до конца раскрывают технологию проведения интерактивного общения или работы на дистанционных платформах. Востребованность этих знаний отмечает для себя каждый второй анкетируемый. Наибольшую сложность вызывает работа с программами по обработке видео (54,3%) и создание таких новых продуктов как радиопередача и подкаст (51,1%).

Были коллеги, которые жаловались на нехватку времени и слабую техническую оснащенность библиотеки. Тем не менее, у 49,4% получилось применить новые умения на практике, еще 35,4% планируют сделать это в ближайшем будущем и лишь 15,2% ответили, что внедрить полученный опыт у них пока не получилось.

Мы попросили привести примеры удачно внедренных новаций в работу с удаленными пользователями. Список оказался внушительным. За этот год коллеги освоили заново или улучшили работу в программах и сервисах: Zoom, Free cam8, Movavi video editor plus, Animoto, Lumen 5, Storymaps, LearningApps. org, Powtoon, Canva, genial.ly, Animaiker, Online Test Pad, Sutori и пр. Они научились создавать мультфильмы и интерактивные игры, викторины, квесты, виртуальные выставки и видеообзоры; в прямом эфире вести поэтические марафоны, громкие чтения, мастер-классы, сетевые акции и флешмобы; создавать анкеты и тесты. Многие усовершенствовали свои навыки по работе в социальных сетях.

За время самоизоляции все мы пережили ускоренную цифровую эволюцию. На наш взгляд, формат дистанционных мероприятий останется в профессиональной жизни надолго, он удобен участникам, малозатратен в финансовом и организационном плане. Со временем технологии будут только совершенствоваться, а значит, усиливать положительный эффект от деловых онлайн мероприятий. Но это не значит, что встречи в реальности станут не нужны, все-таки живое слово и тепло человеческого общения невозможно полностью заменить экраном и микрофоном.



Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.