Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Детская литература как средство самопознания личности: из опыта работы библиотеки №7

Солдатова Е.А., 
главный библиотекарь библиотеки №7
МБУК «ЦГБ» г. Нижний Тагил

Одно из самых сладких чувств при чтении – это момент узнавания.
Боже мой, это же и про меня. И я это
чувствовал, и я так думал, об этом плакал. 
Д. Гранин

Педагогический и библиотечный опыт показывает, что процесс детского самопознания и идентификации можно регулировать созданием определенной методики работы с произведениями детской литературы. Цель такой работы – расширение границ опыта жизнедеятельности читателя-ребенка за счет опыта и судеб персонажей литературных произведений, погружения в их духовный и эмоциональный мир. Любимые и нелюбимые герои – это ключ к пониманию (самопознанию) самого себя, своеобразный индикатор восприятия человеческих ценностей, способность отличать хорошее от плохого, и что самое важное, выработка своих собственных критериев для этой оценки. Опираясь на опыт работы известного специалиста в области психологии детского чтения Ирины Тихомировой, можно сказать, что ребенок через судьбы персонажей открывает для себя смысл человеческого существования, а вместе с тем и свое предназначение в этой жизни, осознает свои потенциальные творческие возможности. Определяя свое отношение к персонажам, он развивает осознанную реакцию на добро и зло, вырабатывает критерии человеческих достоинств, невольно задумывается над вопросом, каким быть ему самому в настоящем и будущем. У детей совпадение собственных мыслей с мыслями писателя бывает далеко не всегда. Важнее, когда мысли писателя, рождая эффект сопричастности, вызывают собственные мысли читателя, в частности, о самом себе.

Цель библиотеки при работе с детской художественной литературой –через сопереживание вести читателя к осознанию себя и к призванию быть на земле человеком. Полученный эмоциональный опыт – важный толчок в развитии внутреннего мира.
В своей работе с детской литературой, направленной на развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка, мы стараемся реализовать следующие задачи:
·показать детям ценность чтения как процесса, ведущего к самопознанию и саморазвитию;
·помочь включить литературу в круг интересов ребенка, в русло его жизни;
·учить ребенка-читателя переносить черты героев книг на окружающих, или на него самого, искать сходства и различия;
·учить за внешними проявлениями, характеристиками героя видеть его внутренний мир.

В различных формах работы с книгой, например, в ходе беседы-рассуждения, или диспута всегда присутствуют ряд вопросов, чтобы активизировать именно процесс самопознания ребенка. Например,на кого из героев книги (рассказа, повести, сказки) ты хочешь быть похож и почему, в чем проявляется это сходство (в поступках, мыслях, чувствах и т.п.),какие герои тебе не нравятся, объясни свой выбор,почему ты не хочешь быть таким, как они. По мнению И. Тихомировой, «Идентификация – важнейшая составная часть восприятия художественного произведения, благодаря которой чужая жизнь становится для читателя своей. Этот элемент восприятия требует погружения в глубины внутреннего мира персонажей, способности поставить себя на их место. От персонажа к читателю литература переносит опыт, строй мысли, поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Читатель получает возможность в одной своей жизни пережить множество других жизней, попробовать себя в разных состояниях, в разных жизненных обстоятельствах, за счёт чего и расширяется и обогащается его опыт»[2, с. 85]

Очень важен в этом процессе и круг детских книг. Они должны пройти отбор временем, поколениями читателей, стать своеобразным эталоном повествования о человеке, идеалом добра, сострадания, любви. Эта своеобразная «золотая полка» детского чтения, которая есть в любой библиотеке, стала основой для разработки и составления цикла бесед-рассуждений «Школа доброго сердца», целью которого является воспитание нравственных качеств, необходимых для личностного роста, самопознания и понимания окружающих.

Важно, что такие произведения действуют не назиданиями, а вовлекают ребенка в различные жизненные ситуации и взаимоотношения, предоставляют ему возможность самому разобраться, что вызывает его симпатии и антипатии, что он считает правильным, а что отрицает. Именно в этом читательском труде и происходит выработка личностных качеств, ребенок самостоятельно приходит к определенным выводам.

И. Тихомирова так определила ценность детской книги: «Каждая хорошо написанная детская книга – это кусочек жизни, который зовет к новому, неиспытанному опыту. Самая большая ценность литературы, а детской литературы в особенности, в том, что она открывает возможность пережить не пережитое, выработать свою жизненную позицию, сделать выбор, принять решение. Именно с момента сопереживания герою начинается осознание себя и своего отношения к миру» [2, с. 66]

Ребенку трудно взрослеть в современном мире. Он не имеет жизненного опыта, который помог бы ему понять внутренний мир другого человека. Чем ближе к сердцу ребенка станут переживания литературного героя, тем больше вероятность того, что он станет искать эти переживания и эмоции в себе, а затем сможет увидеть их и в другом человеке.

Самым понятным и близким чтением для детей разного возраста, конечно, является сказка. И именно со сказок мы начинаем свой цикл бесед. Очень хорошо помогает нам разобраться в умении видеть именно внутреннюю красоту человека сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», а на примере сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» мы рассуждаем о таких сложных качествах, как умение быть благодарным и держать свое слово. Читая и обсуждая сказку К. Паустовского «Теплый хлеб», мы делаем акцент на умении осознать неблаговидный поступок, найти в себе силы исправить его, попросить прощения, наблюдаем, как меняется главный герой – мальчик Филька, обидевший старого коня.

Очень важно для ребенка в процессе самопознания уяснить, что он – обладатель многогранности. Человек не может быть эмоционально одинаков в разных ситуациях, в переживаниях, в общении с разными людьми. Литературный герой под пером талантливого писателя предстанет перед ребенком «алмазом» с разными гранями характера и настроения, от которых будут зависеть его поступки, выбор, решения… Именно знакомство с героем, его приятие, даст ребенку толчок к открытию, что и он разный, и окружающие его люди – тоже.

Ярким примером такой многогранности может служить любимый герой многих поколений читателей – Дениска Кораблёв из рассказов В. Драгунского.В цикле занятий «Школа доброго сердца» большой отклик у читателей находит рассказ «Друг детства», который дает широкие возможности для обсуждения. Во время беседы мы ставим главную задачу: проследить, как меняется Дениска, что происходит с ним за короткий промежуток времени, пока он смотрит на свою старую игрушку. Для нас здесь важно все: о чем он думает в начале и в конце, о чем вспоминает, к чему приходит. Обязательно мы вспоминаем о похожем событии из жизни самих читателей или их знакомых и т. п.

В каждом рассказе Дениска разный: где-то он печальный, где-то смешливый, то простодушный, то хитрец, то обидчивый, то добродушный, открытый, то сам с собойнаедине. Но его образ не размыт, а многогранен, он примеряем ребенком на себя. Для большего понимания такой многогранности хочется привести в пример слова Евгения Богата, писателя, критика, эссеиста, который занимался вопросами чтения и личности: «Открытие сложности человека – оно важно потому, что помогает бережно относится к людям».

Снова цитируя И. Тихомирову, хочется подчеркнуть: «Литературные герои несут в себе мощный ценностный потенциал. Если иметь в виду литературных героев-детей, то все характерное, что свойственно личности ребёнка, в персонажах сгущено до образа, до типа, до символа. Это действующая через сопереживание читателя своеобразная модель поведения для ребёнка, возможность социальной и нравственной идентификации. Литературный герой помогает читателю пережить и осмыслить состояния добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы. Каждый человек литературного населения, в отличие от реальных людей, сложен из множества других, и поэтому всякий узнает в них знакомые черты» [1, с. 267]

Наблюдения показывают, что дети-читатели часто видят лишь внешние изменения, которые происходят с героями, и не могут соотнести их с переменами внутренними. Поэтому одной из важных тем в работе над художественным произведением должна стать выработка умения воспринимать характер и чувства персонажа в развитии, видеть изменения его внутреннего мира, которое проявляется в новых поступках и решениях – всё это важно для того, чтобы увидеть такие же перемены в себе, а потом в других. Этому помогают вопросы для обсуждения и размышления: меняется ли герой на протяжении повествования, как меняются взгляды и поступки героя, что послужило толчком для таких изменений.

Работая с детьми над разными произведениями, замечаешь, что именно поведение героя является наиболее значимым объектом внимания для читателей всех возрастов. При чтении произведений и их обсуждении мы вместе стараемся разобраться, почему тот или иной герой поступил именно так, а не иначе, может ли это происходить в реальной жизни. Анализируя произведение, большое внимание мы уделяем разговору с детьми о том, происходило ли подобное с ними, с их близкими и друзьями, как они вели себя в похожей ситуации и т.п.

Хорошо передают эмоциональные переживания героя, с которым ассоциируют себя дети 7-9 лет, рассказы Н. Носова. Многие относятся к ним как к рассказам, которые могут только повеселить читателя, но на самом деле они имеют глубокий нравственный и психологический контекст, передают мысли маленького героя. Хорошим примером для обсуждения и анализа могут стать рассказы Н. Носова «Карасик», «Автомобиль», «Огурцы». За кажущейся простотой сюжета скрывается главная мысль – ответственность за свои поступки и шалости. С такой проблемой ребенок сталкивается каждый день, и переход к обсуждению его личного опыта в таких обстоятельствах, как правило, дает хорошие результаты.   

Еще раз хочется подчеркнуть, что самая важная особенность детской литературы как средства самопознания для ребенка – узнавание себя в герое, в его поступках и характере, которое дает ему возможность не только «пережить пережитое», но, что особенно важно, «пережить непережитое». Читая и анализируя на занятиях в библиотеке, читатель-ребенок учится смотреть на самого себя и окружающую реальность через прочитанную книгу.

Список использованной литературы

1. Тихомирова И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми/ И. Тихомирова. – СПб.: Профессия, 2011. – 384 с.
2. Тихомирова И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей / И. Тихомирова. – Москва: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
3. Школа чтения. Опыт, теории, размышления: хрестоматия / Сост. И.И. Тихомирова. – Москва: Школьная библиотека, 2006. – 304 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 5-6). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.