Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих
Храпина О. Г., библиотекарь филиала № 8 МУК "ЦГБ"
Жениться совсем не трудно;
трудно быть женатым.
М. де Унамуно

Трудно оспаривать суждения великих людей. Однако, данное высказывание испанского писателя и философа Мигеля де Унамуно, на наш взгляд, несколько опрометчиво. Скорее всего, он просто не ведал, что есть на Земле страны, в которых женитьба - весьма утомительное, дорогостоящее и очень продолжительное мероприятие.
Именно о свадьбах, традициях и обычаях свадебных церемоний, о предсвадебных обрядах и послесвадебных событиях разных стран мы хотели бы рассказать нашему читателю.
В любом народе, несмотря на веяния современности, всегда существовала и продолжает существовать до сих пор глубокая психологическая потребность в обрядности. Безусловно, многие старые традиции забываются, теряются и изменяются. Но, по сути, новые традиции если и возникают, то крайне мало, вяло и как-то непоследовательно. Именно поэтому каждая хотя бы чуть-чуть уважающая себя национальная культура (и чем меньше численность нации, тем активнее идёт этот процесс) стремится сохранить оставленные предками традиционные черты повседневной и праздничной обрядности. Наиболее ярко это проявляется в том, как планируют, готовят и играют свадьбы.
Для любого народа свадьба - уникальное событие. Как играли свадьбы на Руси - это отдельный разговор, требующий особого внимания и всестороннего тщательного подхода. Некоторые черты исконно русской свадебной обрядности традиционно вплетаются и в наш сегодняшний день.
К сожалению, свадебные церемонии народов других национальных культур (представители которых в разных количествах населяют и нашу многонациональную Родину) мы знаем лишь понаслышке и имеем об этом весьма скудное представление.
Цель, которую мы поставили, создавая данный сборник, состоит, прежде всего, в том, чтобы расширить читательский кругозор представлений об особенностях национальных культур разных народов.
Вопрос о межнациональной толерантности продолжает волновать нас своей актуальностью и остротой особенно сегодня. Мы не знаем друг друга. Мы практически не имеем представления о том, как и чем живут люди разных религиозных концессий не только за рубежом, но и в нашей стране. А разве можно научиться понимать человека, для которого его собственная картина мира, семейный уклад и духовные ценности складываются из представлений, верований, традиций, уходящих корнями в глубокую древность и созданных ещё его далёкими предками, если мы ничего об этом не знаем?
Безусловно, свадьба - это событие яркое, интересное, семейное и чрезвычайно важное для всех без исключения народов. Как к ней готовятся, кто выполняет посреднические функции, какие свадебные подарки принято дарить и какова свадебная церемония по протяжённости у народов Африки, Азии, Америки и Европы?
В ряде стран коренное население отдаёт предпочтение светскому обряду бракосочетания. Это (за некоторым исключением) - страны Европы и Америки.

Англия
Свадьба по-английски - это весьма разорительное мероприятие с кучей гостей, обязательных подарков, наёмных кабриолетов, с шампанским, морем цветов и, наконец, непременным двухнедельным «медовым месяцем» где-нибудь за границей. Свадебные традиции в Британии почитаются и соблюдаются, благодаря чему торжество превращается в увлекательное, хорошо отрежиссированное мероприятие, где каждый знает свою роль и достойно её исполняет. Дамы являются на свадьбу непременно в шляпках, жених - с искусно составленным букетиком в петлице, невеста - в атласных туфельках. Сопровождают её «подружки» - маленькие девочки и «пажи» - мальчики, несущие шлейф. Что касается детей на свадьбе, то они, как правило, устраивают в церкви такой гвалт и переполох, что британский министр по делам приходов даже однажды предложил изменить вековую традицию и детей на свадьбы отныне не пускать.
Впрочем, пышно венчаться в церкви совершенно необязательно. Достаточно просто «расписаться» в муниципалитете, заплатив за 15-минутную гражданскую процедуру 15 - 20 фунтов стерлингов. Примечательно, что возраст вступления в брак в Британии - 16 лет, хотя в такую рань женятся здесь исключительно редко.
Вступающие в брак в Британии охотно пользуются услугами проката, так как покупка свадебных туалетов - дело чрезвычайно накладное.
Кукол на машины здесь не сажают, но ленты завязывают и, проезжая по городу, что есть силы жмут на клаксон.
Гостей на свадьбу собирают, как правило, много - 100, 200, а то и 300 человек. Приём часто устраивается на загородной лужайке в специально арендованном старинном поместье или в каком- нибудь городском холле, а то и на оборудованном для этих целей прогулочном катере.
В качестве подарка английские новобрачные получают, как правило, кухонную утварь и посуду, не возбраняется и конвертик с наличными.
Информация о свадьбах аристократов и прочих значительных персон обычно даётся на полосе объявлений в ведущих британских газетах.

Швейцария
В Швейцарии, которая не пер
естаёт восхищать весь мир своими точными часами, сыром и шоколадом, можно сказать, что старинные традиции и обряды свадебных церемоний практически здесь отсутствуют. Существующие особенности навеяны уже современностью. Регистрации брака в мэрии предшествует двухнедельный испытательный срок, во время которого в официальном бюллетене публикуется объявление о предстоящей церемонии. К такой гласности прибегают во избежание попыток двоежёнства.
Переодевания в национальные костюмы здесь не популярны.
Обычно гости собираются в церкви. Отец ведёт невесту к алтарю. После часовой церемонии родственники и друзья поздравляют жениха и невесту, целуют в щёку и отправляются на аперитив - бокал вина с небольшими бутербродами. Примечательно, что в Швейцарии не принято дарить молодожёнам цветы. Единственное исключение - букет у невесты, который она после венчания бросает своим подругам «на счастье». Приглашённые на свадьбу в Швейцарии редко приходят во фраке и лаковых ботинках. Наоборот, у людей не вызовет удивления гость в майке и джинсах.
Один швейцарский свадебный обычай связан с подарками. Перед бракосочетанием жених и невеста обходят один или несколько свадебных магазинов и оставляют там список желанных даров - в соответствии с ассортиментом товаров и материальным положением родственников и друзей. В рассылаемых гостям приглашениях указывается адрес магазина, где их дожидается этот список.
Приглашённые выкупают подарки и ставят в списке галочки.

Венгрия
Свадьбы, справляемые в другой европейской стране – Венгрии, - это настоящее семейное торжество. Вообще, вся жизнь венгров вращается вокруг семьи. И политика, и законодательство страны направлены на то, чтобы люди как можно скорее вступали в брак. Много среди присутствующих на свадьбах и детей. Венгры считают, что праздник только тот настоящий, на который можно прийти всей семьёй. Расписываются венгерские молодожёны в местных магистратах, подождав несколько недель в очереди. Религиозные пары дополняют обряд церковным венчанием. Венгры любят и умеют отдыхать, поэтому свадьбы всегда проходят очень шумно, весело, с переодеванием в красивые национальные костюмы и народными танцами. (Например: танец Чардаш, начинают который мужчины в меланхолическом ритме. Но когда вступают в танец женщины - только держись!)

Эстония
Свадьба для эстонцев - полная противоположность весёлому, шумному венгерскому торжеству. На праздники (в том числе и свадьбы) здесь не принято созывать толпы двоюродных-троюродных родственников и внучатых племянников. Всё проходит очень достойно, тихо, сдержанно, по-­семейному, без громкой музыки и весёлого шума. А семья для эстонца - это лишь самые близкие: родители, дети, братья, сестры. К тому же в отношениях молодых эстонцев всё бывает предельно просто: встретились, понравились друг другу, стали жить вместе. В загс обращаться совсем не обязательно.

Греция
Вот уж чего не скажешь о Греции - южноевропейской стране, где родственные связи всё ещё очень сильны, а всевозможные, и даже очень дальние, родственники составляют семейный «клан». В Греции молодые люди до свадьбы долго встречаются, многие пробуют жить вместе, причём это может продолжаться годами. Только твёрдо решив, что хотят и дальше оставаться друг с другом, а также иметь детей начинают готовиться к свадьбе. Возраст молодожёнов всё чаще составляет 30-35 лет.
Свадьба - дело серьёзное и дорогостоящее. Родителям приходится хорошенько раскошелиться и даже влезть в долги. Попробуй не пригласить тётю Афину или дядю Спироса - обида будет на всю жизнь. На островах и в деревнях количество гостей может достигать тысячи. Впрочем, городские жители не отстают - играют многолюдную свадьбу с выездом в деревню, откуда семья родом, либо Устраивают её в отеле, где останавливаются все приглашённые. Для каждого гостя готовят приглашение и бонбоньерки (засахаренный миндаль в кулёчке из кра
сивой ткани или в очаровательной коробочке).
Но, пожалуй, самое важное - наряд невесты! Его оплачивает будущая свекровь. Кроме того, деньги нужны на кольца, костюм жениха, убранство церкви, фото- и видеосъёмку, угощение, фейерверки, музыкантов...
Поскольку 98% населения Греции - православные христиане, венчание в церкви происходит в 98% случаев. Остальные 2% молодых регистрируются в димархио (мэрии). Свадьбе предшествует объявление в газете о том, что состоится бракосочетание между таким-то и такой-то - вдруг окажется, что кто-то из них уже состоит в браке? Газета с объявлением - один из необходимых для оформления брака документов.
Свадьба в Греции - красивое действо, полное традиций и обычаев. Один из них - готовить постель для новобрачных. Подруги невесты застилают кровать красивым бельём и покрывалами. Приходит жених и всё сбивает. Они стелят по- новому, жених опять всё разрушает. И так три раза. Потом появляются родственники, бросают на кровать деньги, конфеты и сладости. Хорошо, если на постели полежат дети - пара будет плодовитой.
На такой большой греческой свадьбе танцуют народные танцы, поют темпераментные греческие песни. Поют и танцуют все, а когда грек поёт и танцует, он вкладывает в исполнение всю страсть, всю душу.

США
Начальный период отношений в США называется дейт - вроде нашего «встречаться»; гёрлфрендами и бойфрендами они становятся уже на следующем, более тесном, этапе знакомства. А вот до стадии фиансе, то есть жениха и невесты, порой проходит много лет.
Свадьба в США относится к категории «крупных сделок» и в среднем обходится молодожёнам в 16 тысяч долларов. Свадебным днём, например, в Нью-Йорке считается суббота. В каждой из общин справляют это торжество так, как привыкли делать это на далёкой родине. Свои обряды бракосочетания существуют, естественно, и у «коренных» американцев. Для многих из них свадебный обряд начинается с венчания в церкви. Первым к месту торжества прибывает жених в окружении родных и друзей. Ожидание прерывается появлением невесты в сопровождении отца или другого авторитетного родственника. После торжественной церемонии в церкви все отправляются на банкет. Как правило, гостей собирается человек 50, хотя бывают, безусловно, и куда более многочисленные застолья.
Перед началом трапезы невеста по традиции делится счастьем со своими подругами; поворачиваясь к ним спиной, она бросает вверх свой свадебный букет. Считается, что та, которой он достанется, выйдет замуж следующей.
Одно из самых приятных дел на свадьбе - получать подарки. Гости заблаговременно несут их в будущий дом молодожёнов. Чаще всего новоиспечённым супругам дарят дом
ашнюю утварь, бытовые приборы, бельё. Излишки потом с выгодой реализуются на так называемых «гаражных сейлах», когда перед домом выставляются ненужные вещи. Деньги в конвертах дарить не принято, а вот копию чека, пришпиленную к пышному букету, - пожалуйста. Церковное венчание дублируется затем регистрацией в мэрии, хотя это и необязательно.
А вот с адвокатами многие предпочитают пообщаться непременно - для того, чтобы заключить со своей драгоценной половиной брачный контракт, в котором чётко зафиксированы обязательства сторон. Вообще, американцы очень прагматичные люди. Они всё просчитывают заранее. Даже в пик романтических отношений подробно выясняют все обстоятельства жизни партнёра: семейное положение, материальный достаток, планы насчёт карьеры. В ресторане молодая парочка, явно пришедшая на свидание, может деловито обсуждать, кто платит за ужин.

Колумбия
В Южной Америке находится Колумбия - одна из тех стран, где ярко выражено классовое расслоение. Население городов поделено на 7 уровней (эстрато), а проще говоря, на социальные классы. Но какой бы уровень социального класса не занимали колумбийцы, браки они заключают в католической церкви по религиозным канонам. Если пара не хочет венчаться, она может расписаться в нотариальной конторе. Как правило, за день до свадьбы родственники невесты устраивают приём гостей, где вручаются подарки. Вечер завершает серенада в исполнении местной музыкальной группы. И посвящена она, конечно, невесте.
Так как колумбийские семьи очень велики, число гостей на свадьбе превышает сотню. Свадьба из 50 приглашённых считается скромной.
Для большинства колумбийцев семья занимает самое важное место в жизни. Однако, выходить замуж или жениться в раннем возрасте уже и здесь становится неактуальным. Современная молодёжь старается создать семью после 25 лет. 

Япония
Добровольная самоизоляция, в которой Япония некогда на несколько столетий замкнулась от остального мира, не мешала ей собирать с миру по нитке, то есть по идейке. В результате сегодня японцы живут по синтоистским обычаям, а хоронят своих близких - по буддистским. Традиции в этой стране - штука сильная, но и в них вносят коррективы сообразно требованиям либо здравого смысла, либо моды. Первая поправка - ныне молодые японцы предпочитают искать будущего спутника жизни без помощи родителей или приглашённых теми свах. Вторая - часто обряд венчания совершается в 2 этапа: сначала в синтоистском храме, а потом в протестантском.
Процесс документального оформления брака в Японии прост: зашли на минуту в муниципалитет, поставили подписи под заявлением и всё - муж и жена. Однако, после этого, как правило, многие устраивают традиционную церемонию свадьбы в синтоистском храме. Там тоже ничего сложного, но невесте и жениху потребуются очень дорогие (порой ценой в хороший автомобиль) кимоно. Близкие родственники и немногочисленные гости тоже имеют шанс продемонстрировать свои возможности и блеснуть нарядами: женщины - кимоно, мужчины - фраками. Невесте перед церемонией наденут парик в стиле «симода», к макушке которого прикрепят небольшие проволочные рожки. На голову накинут большой белый колпак, эти рожки скрывающий. Дело в том, что для японца худшее женское качество - ревность, а олицетворяет ревнивую женщину рогатый демон Хання. Невеста покрывает свои рожки - зародыши колпаком и тем самым навсегда отказывается от права на ревность.
После этого - короткая молитва священника, три глотка сакэ из чашек друг друга, и вот уже жених и невеста превратились в мужа и жену. Но на этом обряд не заканчивается. Выйдя из синтоистского храма, обычно все едут переодеваться в европейские свадебные наряды, после чего - в церковь. Всё равно в какую - православную, лютеранскую или молельный дом мормонов.
Японцы не вникают в сущность обряда. Им нравится сам процесс венчания. Красиво! Вечером переодеваются ещё раз и отправляются в ресторан или бар - отметить создание новой семьи неформально, посчитать деньги, подаренные гостями, пообщаться с друзьями.
Сегодня японки выходят замуж всё позже и позже, сейчас тридцатилетняя невеста воспринимается вполне нормально, хотя лет 70 назад она сгодилась бы разве на роль мамы-сан.

Индонезия
В Юго-Восточной Азии расположена с
трана - калейдоскоп - Индонезия. Это страна - калейдоскоп, потому что нравы, традиции и обычаи меняются здесь от острова к острову, а их в архипелаге не просто много, а очень много. И живёт там больше полутора сотен народностей. Здесь и мусульманская Ява, и индуистский Бали, и отдалённые острова, где люди верят в запутанные мифы и следуют древним обычаям. Девять индонезийцев из десяти - мусульмане, поэтому отношения полов в основном определяются нормами ислама. Но ислам в этой стране сосуществует с индуистскими, буддистскими традициями, а также со сложными анимистическими верованиями, поэтому он не такой жёсткий и ортодоксальный, как в Саудовской Аравии или в соседней Малайзии.
Свадьба в Индонезии независимо от вероисповедания - главное торжество. Жители этой страны вообще любят веселиться и украшать себя. А если для этого повод - свадебная церемония, пределов просто не существует.
Индуистские свадьбы особенно красочны. Жениха и невесту одевают в красивые традиционные одежды, им делают сложный макияж, разрисовывая лицо, руки и даже ноги. Кстати, создаётся впечатление, что украшения в этой стране больше любят мужчины. Женщины, как правило, носят только серьги и кольца, а сильный пол предпочитает цепи на шею, браслеты и массивные перстни.
Кстати, в Индонезии узаконена полигамия, но многоженство здесь нечастое явление, скорее исключение.

Непал
Здесь же в Азии, находится Непал - маленькая страна, зажатая между Индией и Китаем. Эта страна потрясающе красива и многообразна, а люди здесь доброжелательные и мягкие. Нередко непальские мужчины берут себе несколько жён (часть жителей Непала исповедуют ислам), а порой вообще забывают о семье, уходя на заработки и оставаясь в другом, более хлебном месте.
Традиционно в Непале решение о браке принимают отец и мать, или бабушка с дедушкой. Именно они решают, какие молодые люди подходят друг другу. И только потом они спрашивают самих молодых, не против ли будущие муж и жена создать семью. Если все согласны, намечается свадьба.
Свадьба - обязательное мероприятие, не устроить праздник для друзей и родственников непальцы просто не имеют права. На торжество собирается вся родня, вся деревня. В разговорах об этом потом проходит весь год, и плохо организованный праздник оставит на репутации тёмное пятно на всю жизнь.
И, естественно, такое мероприятие требует денег. В таких случаях, молодые обращаются к своим богатым родственникам (хоть и очень дальним). Те обычно помогают, и молодые устраивают достойный праздник.
Сегодня в Непале многое не так, как, например, 50 лет назад. Многое изменилось. Исчезли крайние проявления авторитаризма и в матриархальных, и в патриархальных семьях. Раньше учёная жена считалась позором для мужа. Сейчас образование ценится, и учёба девочки не понизит статус её как невесты.

Индия
В соседней с Непалом Индии, как и в Непале, почти все браки устраиваются родителями или старшими членами семьи. Выбор невесты и жениха очень долгий, кропотливый и сложный процесс. Учитывается всё: религия, социально-экономический статус и особенно каста. Сегодня, благодаря государству, резервирующему бесплатные места в учебных заведениях для людей из низов, многие из них получают профессию, встают на ноги. Но всё равно эти юноши и девушки никогда не будут приняты в качестве жениха или невесты в высших кастах. Ни один родитель не даст согласие на брак с неровней. Поэтому молодёжь не рискует даже флиртовать с людьми не своей касты.
Зная, что им предстоит всю жизнь прожить с человеком, которого выбрали родители, молодые люди до свадьбы гуляют вволю (конечно же, это более всего относится к юношам).
Итак, родители подобрали своим взрослым детям вторую половину, проверили у семейного священника их гороскопы на совместимость, договорились о свадьбе. Теперь жених и невеста уже могут встретиться друг с другом, но только в присутствии кого-нибудь из членов семьи, обменяться парой фраз. И то лишь в случае, если родители сравнительно либеральны. Если же строгие, то жених и невеста увидят друг друга лишь на свадьбе.
Дату церемонии бракосочетания выбирают согласно лунному индуистскому календарю.
Индийская свадьба завораживает красотой религиозного ритуала, яркими нарядами, гирляндами цветов, весёлым пиром.
Главная церемония - семь клятвенных кругов огня, которые совершают жених и невеста под молитвы священника. Молодые скреплены между собой шалью девушки. Заканчивается церемония тем, что жених надевает невесте ожерелье и наносит на прямой пробор её волос красный церемониальный порошок. Это как бы обещание того, что они будут дружно жить в браке. Красный порошок должен наноситься каждый день после принятия ванны. И ритуал этот прекращается только после развода или смерти мужа.
В Индии сторона невесты порой всю жизнь вынуждена преподносить дорогие подарки семье жениха в знак благодарности за то, что он взял в жёны их дочь. Зачастую тестю и тёще дают список требуемых презентов - вплоть до указания конкретной фирмы-производителя электронной аппаратуры и автомобиля.
После свадьбы индийская семья выглядит далеко не так романтично, как в музыкальных фильмах. Молодожёны начинают понимать, что строить отношения с человеком, которого они практически не знают, будет совсем не просто. Им тяжело общаться, приспосабливаться в сексуальном плане, множество пар обнаруживают, что абсолютно не подходят друг другу по темпераменту.
В мегаполисах случаются браки и по любви. Такие люди не обращают внимание ни на касту, ни на религию, ни на национальность. Но, как показывает статистика, браки, устроенные родителями, более прочные, чем те, что создавались по любви. Просто такие браки часто распадаются не без «помощи» родителей той или иной семьи.

Ирак
Ираке, который расположен в Юго-Западной Азии, сегодня за дымовой завесой взрывов и столкновений можно разглядеть совсем другую действительность - свадебный бум, роскошные застолья в утопающих в зелени садах и счастливые лица получивших долгожданную свадьбу людей. Сегодня нередко на улицах иракских городов можно увидеть, что витрины магазинов завалены свадебными платьями, цветочными гирляндами и наборами косметики. А покупатели с довольным видом запихивают в багажники машин многочисленные свёртки. На иракскую свадьбу обычно приглашается целое «море» людей. Мужчины и женщины смеются, дети крутятся под ногами, гордая невеста и серьёзный жених восседают на так называемой свадебной скамье, установленной в другом конце зала. Гости по очереди подходят к свадебной скамье, где жених с невестой стойко выслушивают славословия и пожелания счастья. Вокруг «трона» установлены гигантские, почти двухметровые свечи. Вентилятор колышет алые ленты, символизирующие пылающие факелы. Полосы красной материи на ветру переливаются причудливыми узорами.
Новобрачные одеты вполне современно: жених в костюме, невеста в белом платье. Часто жениху - 40-45 лет, а невесте - от 20 до 25 лет. По здешним понятиям это идеальная разница в возрасте супругов - в таких вопросах иракцы придерживаются традиционных взглядов.
Дети на иракской свадьбе беспрепятственно наслаждаются театрализованным представлением, тут и там шныряют дюжины малышей, и никого это не раздражает. Взрослые мужчины то и дело подбрасывают в воздух деньги, словно сошедшие с ума банковские кассиры. Они пытаются перещеголять друг друга - кто подбросит монетку выше? Другие гости обматывают новобрачных лентами из купюр - этот приносящий удачу обряд называется «калади». Все эти весёлые проделки сопровождаются арабскими песнопениями, такими же сладкими, как местный чай. Женщины, по религиозным соображениям, сидящие отдельно от мужчин, двигают руками в такт музыке, время от времени какая-нибудь помоложе изображает танец живота. Многие из тех, что в чёрных накидках, достают чётки и раскручивают их как пропеллеры.
Мужчины и женщины не спеша собираются в тесный хоровод вокруг свадебной скамьи, вблизи от гигантского праздничного торта в человеческий рост. Они в унисон хлопают в ладоши и так же дружно наклоняются и распрямляются. Со стороны хоровод - его называют чопи - очень приятное зрелище. Он должен сплотить молодожёнов и уберечь новую чету от искушений и бед. Наконец, невеста и жених спускаются со своего трона, чтобы присоединиться к родным и близким. После танцев подают еду: курицу, рис, наконец, лакомства. Все сидят и едят под музыку - теперь оркестр играет торжественные баллады. Никакой выпивки нет, да она здесь и не нужна: гости и так пребывают в весёлом возбуждении.
По традиции гулять должны до утра, однако в полночь мероприятие заканчивается - комендантский час ещё никто не отменял.

Израиль
Когда израильтяне хотят заключить брак, они не идут к чиновнику: евреи идут к раввину, мусульмане - к мулле, христиане - к священнику. А если жених и невеста - выходцы из разных общин, они отправляются за границу, туда, где возможен гражданский брак.
Итак, браки в Израиле - в исключительной компетенции религиозных общин. Государство ими не занимается. Брак здесь вовсе не унифицирован и крайне разнообразен. Каждая еврейская община, каждая христианская, каждая мусульманская имеют свои традиции, свои церемонии бракосочетания. Из этого пёстрого разнообразия традиций мы изберём иудаизм и будем говорить далее только о нём - не о браке по-израильски, а о браке по - еврейски.
Церемония заключения брака красива и эмоционально насыщенна, с вариациями в разных общинах.
Во время свадебной церемонии жених и невеста становятся под брачный балдахин - хупу. Часто в качестве балдахина используют талес - молитвенное покрывало. В сефардских и восточных общинах хупу устанавливают обыкновенно в синагоге, европейские евреи предпочитают, чтобы над хупой был не потолок, а открытое небо. Хупа - символ дома, куда жених вводит невесту.
Сначала под хупу идёт жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты. Он становится лицом к Иерусалиму, а в Иерусалиме - лицом к Храмовой горе. Затем идёт невеста - мать и свекровь сопровождают её. Они обходят жениха ( в некоторых общинах три раза, а в некоторых семь), и невеста становится справа от него. Всё это - с зажжёнными свечами.
Далее совершается обручение - кидушин. Раввин произносит благословение над вином и благословение обручения. Жених и невеста отпивают из бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты - теперь она посвящена только ему.
Следующая стадия церемонии - зачитывание ктубы. Ктуба - это брачный договор, в котором фиксируются обязательства мужа по отношению к жене на протяжении семейной жизни, а также в случае развода и смерти. Ктуба подписывается женихом и свидетелями непосредственно перед хупой. Ктуба - это своеобразный социальный пакет для женщины. В ней прямо говорится о возможности и условиях развода. В еврейском мире идеалом был и остаётся единый и нерушимый брак в любви. Троекратное кружение невесты вокруг жениха означает три обручения: до рождения (ибо они были созданы друг для друга), здесь и сейчас и в будущем мире.
После зачитывания ктубы произносятся семь благословений. В этих благословениях отношения двух любящих людей, создание новой семьи помещаются в широкий контекст предстояния перед Всевышним.
Жених и невеста пьют вино из того же самого бокала, что и в начале церемонии, - символ их жизненного единства, любви, готовности так же пить вместе чашу радости, горя, совместных трудов и забот. После чего жених разбивает бокал ногой в знак памяти и скорби о разрушенном Храме.
Теперь они стали мужем и женой. Все поздравляют их.
Потом молодые уединяются минут на 10 в закрытой комнате. Это уединение - символ их интимной близости. Им есть что сказать друг другу. Принято, чтобы муж угостил жену чем-нибудь вкусным.
А затем начинается пир и веселье, размах которых производит на человека со стороны сильное впечатление. Обыкновенно свадьбы очень многолюдны - десятки, а то и сотни гостей. На ортодоксальных церемониях мужчины и женщины пируют отдельно. Хасидские танцы полны не только искромётного веселья, но и религиозного энтузиазма, так что танцуют буквально до упаду. Новоиспечённого мужа сажают на плечи или на стул (как бы на трон), поднимают и пляшут вместе с ним.
Празднование продолжается целую неделю. В сущности, не так уж много, ведь впереди у молодых целая жизнь.

Гамбия
Есть на западе Африканского континента небольшая страна -Гамбия. Это мусульманское государство. Шариат определяет семейный уклад и узаконен конституцией. Впрочем, наравне с ним действуют племенные устои, а также и гражданское право. Вопросы, касающиеся семьи, решаются в зависимости от мнения старейшин: выбирается наиболее приемлемый в данном случае закон.
Возраст невесты зависит от племени: сарахуле и фула выдают замуж девочек чуть ли не в десять лет. Считается, что так их уберегают от соблазнов и удовольствий.
«Счастье детей», как правило, устраивают родители. Жених платит выкуп, даури. Если он этого не сделал, брак считается недействительным, пусть даже пара прожила вместе много лет и имеет детей.
Молодые обычно селятся отдельно от родителей. Впрочем, в племенах принято жить компаундами: в одном дворе строят несколько хижин, в которых обитают родственные семьи. Вроде бы у каждой своё жильё, и в то же время - все вместе, все рядом.
Гамбийки очень привлекательны: у них королевская осанка, и ведут они себя с достоинством. Не только на свадебные церемонии, но и в обычные будние дни гамбийки ярко и красочно одеты. Но если в обычные дни на голове у гамбийки просто завязанный шарф в виде тюрбана, то на праздники его крахмалят и сооружают невообразимые конструкции, которые очень красивы.
Главное развлечение жителей Гамбии - ходить друг к другу в гости. Поэтому-то у них происходят какие-то праздничные события: то церемонии присуждения имени новорождённым, то свадьбы. На свадьбах, как и на других празднествах, устраивается большой пир, режут барана, много танцуют. Известно, что гамбийцы любят танцевать, наверное, больше всего на свете.
Однако, после свадьбы гамбийку ждёт тяжёлая, полная изнурительного труда и испытаний жизнь. В Гамбии мужчины владеют своими жёнами как рабынями: заставляют выполнять тяжёлую работу, бьют, передают по наследству. А так как возглавляют племена мужчины, то и закон они всегда трактуют в свою пользу.

Гана
Если верить путешественникам, другую африканскую республику Гана населяют самые дружелюбные, общительные и гостеприимные люди.
На Севере страны преобладает ислам, что определяет и особенности свадебных церемоний и характер браков (здесь они чаще полигамные).
Начинается свадебная церемония в Гане с помолвки. Помолвка - это визит мужчины и его родни в дом возлюбленной с предложением руки и сердца. Церемония так и называется - «Стук в дверь» (апаноачибо). Если она проходит удачно, пара считается помолвленной. Теперь мужчина может начинать планировать свадьбу. Неторопливый темп жизни ганцев (это часто связывают с жарким климатом) определяет и ход подготовки к свадьбе. Свадьбы в Гане никогда не происходят в намеченное время. Под лозунгом «Куда спешить?» протекает и семейная жизнь.
Здесь, в Гане, существует несколько вариантов супружества - брак по традиционным законам, мусульманский брак, венчание и брак, оформленный юридически.
В отличие от моногамного союза мусульманский и традиционный браки потенциально полигамны. Особенно это касается севера страны, где многоженство составляет 29%.
Однако женщины с высшим образованием всё реже оказываются в положении одной из нескольких жён. Также как и те, кто вырос в моногамных семьях.
С возрастанием роли христианства в Гане стало популярно венчание в церкви. Некоторые преимущества церковного брака (например, получение свидетельства) сегодня отодвигают традиционный ганский союз на второй план. Тем не менее, во многих общинах признаётся только брак, скреплённый обычаем. Для этого существуют определённые условия: согласие сторон жить вместе, разрешение родителей и плата за невесту (по обычаю, жених взамен девушки отдаёт её родителям деньги или коз).
В свадебной церемонии принимают участие семья и вся община. В браке муж является главой семейства, тем не менее, невеста сохраняет свою фамилию. И только после свадьбы молодожёны могут начать жить вместе как муж и жена.
Современная молодёжь в Гане стремится сегодня регистрировать свои отношения потому, что брак, регулируемый лишь обычаем, не всегда имеет благоприятный исход. Например, в случае смерти мужа родственники забирают всё имущество, оставляя вдову и детей без единого седи (денежная единица Ганы).
Нужно добавить, что сейчас сексуальным воспитанием ганской молодёжи занимаются популярные западные журналы, американское телевидение, пропагандирующие мини-юбки и свободную любовь. Но и традиционная мораль не утрачивает своего влияния на современное поколение. Например, общество неодобрительно смотрит на публичное проявление чувств влюблённых. Счастливые семейные пары с плакатов на улицах ганских городов призывают воздержаться от добрачного секса, а наглядные телевизионные ролики призывают сказать «нет» случайным связям. Богобоязненность отличает добрую половину христианского населения Ганы.

Египет
Египет - государство, расположенное на двух континентах - Африканском (северо-восточный регион) и Азиатском (юго-западный регион).
Процесс знакомства с целью создания семьи египтяне постарались ускорить максимально. Несмотря на некую светскую атмосферу, которую привнесли туристы, в Египте до сих пор молодых «женят». Для семейного счастья вполне достаточным считается желание родителей жениха и невесты. Спорить по этому поводу, конечно, можно, но этого никто не делает. Невыгодно.
Задача любой девушки в Египте - как можно скорее выйти замуж. До этого значительного события её жизнь ни много ни мало напоминает тюрьму.
Дочерей тут берегут как зеницу ока, причём совсем не потому, что заботятся о них. Скорее, за них боятся. Вдруг какой-нибудь залётный турист возьмёт да и совратит ребёнка. Это же скандал на весь мир. «Тронул - женись» - правило, которое до сих пор свято соблюдается в Египте. Ведь никто другой не возьмёт замуж эту девушку, ни за какие коврижки. С мечтой о тихом семейном счастье ей придётся распрощаться навсегда. Родственники немедленно увезут её в деревенскую глушь пасти овец и сажать финики. Ярлык «шармута» (проститутка) к женщине прикрепляется даже после невинного поцелуя. И намертво.Процесс создания новой семьи - дело исключительно... простое. Для полного счастья необходимо, чтобы «парень» был из хорошей семьи, чтобы доходы семей не сильно различались, и чтобы родителям обоих молодожёнов было о чём поговорить. Если всё совпадает, значит, брак будет идеальным и медлить со свадьбой не стоит. Иногда сие событие приурочивают к какой-нибудь памятной дате: дню рождения отца, матери, президента... Но чаще всего свадьба случается сразу после того, как девушке исполняется 15 лет - возраст, после которого можно официально вступать в брак. Если этого не случилось, то поиски мужа могут затянуться на долгие годы: молодые мужчины всё чаще предпочитают тусоваться с туристками, вместо того чтобы заводить семью.
«Зеффа» - это и есть египетская свадьба. Во время бракосочетания молодым придётся вытерпеть немало. Скромное торжество длится 3-4 дня, и за это время молодым придётся выпить по бокалу вина с каждым членом семьи. А «семьёй» может случайно оказаться весь город. Местные жители поговаривают, что вместо алкоголя молодым наливают вишнёвый сок. Если молодых сильно напоить, то свадьба может оказаться под угрозой. Бывает, что если кто-то хочет расстроить свадьбу, то подсыпает в вино снотворное. Тогда молодые не станцуют шемодан и мужем и женой считаться не будут.
Шемодан - это танец живота с канделябром на голове. Неизвестно, когда придумали этот ритуал, но менять его, похоже, никто не собирается. Даже в совсем нерелигиозном и нетрадиционном Каире роскошная свадьба в пятизвёздочном отеле не обходится без шемодана. Вечером первого дня процессия во главе со специальной девушкой - «канделябром» под звуки музыки направляется из дома невесты к жениху. По пути все пьют, поют и радуются. В доме жениха в этот момент сооружают трон, его заваливают цветами, и раздают приглашённым ритуальные свечи. Едва собравшиеся заслышат звуки шемодана, они должны зажечь свечи и встать в круг, обступив трон. Внутрь пропустят только девушку с канделябром на голове и жениха с невестой. Там же, в кругу, «шемоданша» покажет молодым, как надо танцевать, наденет на голову невесты канделябр, и следующие двадцать минут невесте придётся выплясывать этот заумный танец под громкие крики толпы. Роль жениха в этом танце не определена, поэтому чаще всего он подстраховывает возлюбленную на случай падения. Наверное, так египтяне стараются сохранить свои традиции, несмотря на активное наступление Запада.

Мусульманские свадьбы
Несмотря на определённые особенности свадебных церемоний разных народов, все мусульманские свадьбы имеют ряд сходных черт.
Когда в традиционной мусульманской семье подрастает девушка и становится невестой, родители определяют, какой выкуп за неё взять. Размер его зависит от красоты девушки, уровня её образования, но главное - степени благосостояния её семьи. Калым - это не покупка жены и тем более не попытка родителей нажиться на собственной дочери. Скорее это можно назвать справедливым возмещением расходов. Дело в том, что с рождения дочери родители начинают копить деньги на её приданое. Оно может включать в себя дом или квартиру, мебель, электробытовые приборы, автомобиль, если позволяют средства.
В результате, молодая семья не садится на шею тем или иным родителям, а сразу становится на собственные ноги.
На Востоке выбор невесты, вероятно, считают слишком серьёзным делом, чтобы полностью доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. В Узбекистане, например, в доме невесты на выданье обычно готовят специальную комнату, где всегда накрыт стол и ждут свах. Мать жениха часто приходит не одна, а со своей сестрой, и за чаем начинается дипломатический вечер «вопросов и ответов». Таких встреч на «высшем уровне» в доме невесты бывает обычно не менее четырёх.
Если обе стороны убедились в том, что подходят друг другу, невеста и жених встречаются где-то на нейтральной территории и знакомятся обязательно в присутствии родственников. Жених, если невеста ему понравилась, на вторую встречу дарит ей подарок. Если жених нравится, невеста подарок принимает.
Но иногда бывает так, что молодой человек живёт в городе один и знакомится со своей невестой в учебном заведении или на работе. Тогда он сам берёт на себя функцию свахи. Таким образом, молодой человек приходит в дом девушки и представляется её родителям. Считается, что если молодой человек имеет серьёзные намерения, он не будет заманивать девушку встречаться где-либо вне дома. Бывает, что молодой человек, который уже «созрел» для того, чтобы сделать девушке предложение, идёт к соседям невесты, к ней на работу и расспрашивает и коллег, и начальника, и соседей девушки, что они думают о её поведении. При этом он, естественно, ставит их в известность о своих намерениях. При этом никто не смеётся; все понимают, что человек решается на серьёзный шаг и надо помочь ему не сделать ошибки.
Формальное предложение часто делается в мусульманских семьях не напрямую, а как бы намёком. В некоторых странах мать жениха дарит матери невесты подарок, в других - наоборот.
Но вот обе стороны ударили по рукам. Дату свадьбы устанавливают от 15 дней до 4 месяцев. Её организует жених и его родители, как правило, во дворе своего дома и, разумеется, за свой счёт. Свадьба у мусульман удовольствие очень дорогое, и жених знает, что позволить его себе он может только один раз в жизни. Нужно, чтобы всё было «как у людей». Бывает так, что родители жениха ради свадьбы сына влезают в долги, которые потом отдают всю жизнь.
После свадьбы, в первую брачную ночь по традиции молодые только разговаривают, как бы ближе знакомясь друг с другом.

Цыганские свадьбы
Цыгане - народ, который можно с уверенностью назвать «всемирным».
Цыгане у нас всегда ассоциируются с романсами, с колоритной внешностью, попрошайничеством, гаданием, конокрадством. При слове «цыгане» в нашем сознании также всплывают слова «свобода» и «вольность». На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы, а выбор будущей жены ограничен вековыми традициями и обычаями.
Цыгане - выходцы из Индии. Где бы они ни появились, они ведут обособленный образ жизни - они везде чужаки. Но те, кто задерживается надолго в той или иной местности, с годами принимают обычаи коренного населения. В России живут в основном русска рома (русские цыгане) и сэрвы (украинские цыгане). Цыгане-мадьяры из Западной Украины и среднеазиатские цыгане-люли приезжают в Москву в поисках работы. Цыгане различаются по вероисповеданию - в России и Украине в основном проживают православные христиане, но встречаются и мусульмане и католики. Безусловно, религиозная принадлежность у цыган накладывает определённый отпечаток на особенности свадебных церемоний. Однако, у большинства цыган свадебные торжества похожи друг на друга.
Браки у цыган заключаются довольно рано: старшие боятся, что молодёжь «разгуляется и испортится». К тому же более юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.
У цыган не принято ходить на свидания, на дискотеки. Обычно молодёжь знакомится на свадьбах родственников и других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов. Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой - ещё лучше. Смешанные браки встречаются крайне редко. Юноша из богатого рода может взять в жены девушку небогатую, но невеста из состоятельной семьи никогда не войдёт в дом бедного цыгана.
Обычно «цыганская почта» знает, где подросла красавица и куда можно засылать сватов. Как только сын намекнул родителям о своём выборе, начинается приготовления к сватовству.
Иногда это отдельное праздничное действо со своими канонами - кому что говорить, где сидеть и так далее. А если семьи договорились, готовится свадьба.
Цыганские свадебные торжества похожи на театральные представления. Например, к приготовлению праздничного карнавала допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась. Обязательно благословение жениха и невесты иконами - у христиан, разумеется.
А уж целомудрие невесты - непременное условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты с песнями, танцами, потом там же торжественно встречают. В знак непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало. Молодые поют другие, уже «взрослые» песни и частушки.
Девушка надевает новый наряд, на голову ей повязывают платок.
В некоторых группах цыган-крымов за невесту ещё платят калым.
А на свадьбах цыган-ловарей не дарят подарки, считается, что любой может прийти и просто порадоваться счастью молодых.
Легенды о том, что цыгане воруют невест, имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные пиршества, как правило, не устраиваются. Всё проходит тихо и скромно.
После свадьбы молодая супруга повязывает себе голову косынкой (знак замужества). Основная её задача - рожать детей и следить за домашним бытом. Молодые в большинстве случаев остаются жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьёй должен остаться с родителями - надо же кому-то за ними ухаживать. Цыганские семьи, как правило, многодетны. К сожалению, свою задачу цыганская мать видит только в том, чтобы ребёнок был сыт и здоров. Необходимость образования понимают не все.
Как можно увидеть, обычаи свадебных церемоний у разных народов имеют свои характерные особенности, специфичные только для них, обусловленные вековыми традициями, верованиями, климатическими условиями, сложившимся жизненным укладом.
Однако, несмотря на весьма ощутимые различия в свадебной обрядности, есть и немало схожих черт, что определяется единством взглядов на статус свадьбы как на праздничное торжество, которое отмечается как рождение новой семьи, несущее радость, надежду и счастье.
В данный материал вошли свадебные обряды не всех стран и народов мира, ведь знакомство с обрядами и традициями других народов и наций будет продолжаться и далее.
В наше время любят сокрушать традиции, собственно, молодым это было свойственно всегда. Однако, как показывает жизнь, традиции при этом никуда не деваются. Так всё и должно быть, ведь так поддерживается связь времён, связь ушедших поколений с поколениями будущими.

Литература

1. Астафьева Л. Прощай, полигамия? / Л. Астафьева // Женские секреты. - 2007. - № 7. - С. 126-129.

2. Баранов А. Свадьба в Соединённых Штатах - это крупная сделка. / А. Баранов // Комсомольская правда. - 1997. - 19июля. - С. 4.

З. Вакулина О. Непальская семья: школа выживания в королевстве улыбок. / О. Вакулина // Женские секреты. - 2008. - № 10. - С. 200 - 206.

4. Варакута Н. Мифы о нашей цыганской вольнице / Н. Варакута // Женские секреты. - 2007. - № 10. - С. 150 - 153.

5. Горелик М. Бог на свадьбе: [свадьба по-еврейски] / М.Горелик // Вокруг света. - 2008. - № 5. - С. 170 - 178.

6. Гриннелл И. Жизнь прекрасна / И.Гриннелл // Женские секреты. - 2007. - № 4. - С. 128 - 131.

7. Дмитриева О. В Англии чаще дарят тостер, чем «Роллс-Ройс» / О.Дмитриева // Комсомольская правда. - 1994. – 19 июля. - С. 4.

8. Дукова А. Колумбийская семья: счастливые люди опасной страны / А. Дукова // Женские секреты. - 2007. -№ 3. - С. 126 - 129.

9. Иванов А. В Японии дешевле женится летом, чем зимой / А.Иванов // Комсомольская правда. - 1997. - 19 июля. - С. 4.

10. Каров Д. Брак по-мусульмански / Д. Каров // Аргументы и факты. - 1993. - № 1.

11. Колман С. Военная тайна: [иракская свадьба] / С.Колман // Glamour. - 2007. - № 7. - С. 162 - 165.

12. Куланов А. Японская семья: одиночество вдвоём / А.Куланов // Женские секреты. - 2007. - № 1-2. – С. 134-137.

13. Муратова Н. Он и его рабыни / Н.Муратова // Женские секреты. - 2008. - № 8. - с. 160-165.

14. Найман Н. Мини для мужа, чадра - для других / Н. Найман, Д. Болгаров // Женские секреты. - 2007. - № 11. -С. 146-149.

15. Перушкин В. Цыган за жену платит золотом / В.Петрушин // Аргументы и факты. - 1992. - № 7. - с. 6.

16. Стрельник О. Индонезийская семья: микс традиций / О. Стрельник // Женские секреты. - 2008. - № 11. - С. 136 - 141.

17. Такур Л. Табу на камасутру: [индийская свадьба] / Л. Такур // Женские секреты. - 2007. - № 5. - С. 130 - 133.

18. Тимофеев Л. Приглашён на свадьбу - зайди в магазин / Л.Тимофеев // Комсомольская правда. - 1997. – 19 июля. - С. 4.

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.