«Железный город с нежною душой»: формы работы с детьми по краеведению.
Уникель Дина Андреевна,
зав. сектором фил. №7
Детский отдел на протяжении уже многих лет работает по программе «Россия: история, культура, традиции». Одной из частей этой программы является работа по краеведению. Это направление всегда было важным, потому, что на наш взгляд, воспитать гражданина, любящего свое Отечество, невозможно без любви к родному краю. Но еще более востребованным это направление стало в связи с проведением городской краеведческой игры «Я - тагильчанин» для учащихся начальных классов. Для учащихся средних и старших классов в городе работала программа «Мы живем на Урале». А также дошкольные образовательные учреждения работают с учетом регионального компонента. В связи со всем этим, спрос на мероприятия, литературу краеведческой тематики, остается большим и по сей день.
Работа по краеведению в нашей библиотеке основана на трех группах принципов: эстетических, библиографических и педагогических.
1. Эстетические принципы:
· к мероприятиям подбираются самые лучшие новые книги;
· красочно оформляются книжные выставки (заголовок, обращение и другие элементы);
· учитываем особенности визуального восприятия детьми библиотечной среды, используем приемы театрализации.
2. Библиографические принципы:
· организуем информационную среду, обеспечивающую свободное общение и открытый доступ к источникам информации,
· создаем списки литературы, оформляем развернутые книжные выставки, ведем поиск материалов в периодических изданиях.
3. Педагогические принципы:
· при подготовке мероприятий учитываем возрастные особенности читателей,
· все мероприятия проходят в форме диалогов с читателями с использованием игровых моментов,
· мероприятия проходят на хорошем эмоциональном уровне и являются развивающими для наших читателей.
Цели и задачи:
· Привитие любви к Отечеству через изучение истории малой родины.
· Воспитание вдумчивого читателя через произведения уральских писателей, через изучение истории родного города, через обращение к народному творчеству.
· Развитие чувства гордости за свой народ, свой город и его людей.
· Развитие и поддержка культурной общности людей разных национальностей, изучение и пропаганда национального наследия.
· Развитие этнокультурной терпимости, формирование способности усваивать культуру других наций.
Для каждого возраста мы подбираем интересные различные формы занятий и виды библиотечной деятельности: театрализованные беседы-игры, театрализованные заочные экскурсии, беседы, обзоры, громкие чтения, викторины, конкурсы, игровые программы.
Обязательно организуются книжные выставки, посвящённые знаменательным датам из истории города, юбилеям уральских писателей, в помощь городских краеведческих игр. Выставки организуются, как в читальном зале, так и на абонементе. Эти выставки не ограничиваются только книгами. Ведётся большая работа по поиску информации в периодических изданиях. Выставки дополняются работами учащихся: это рисунки детей, поделки, а также фотографии любимых уголков города. Например, выставка «В семье большой, в семье единой», которая посвящалась различным национальностям, населяющих наш город, была дополнена элементами национальных костюмов, а также бумажными куклами, сделанными самими библиотекарями.
Немного о работе с дошкольниками. Со стороны дошкольных образовательных учреждений поступают запросы на мероприятия краеведческой направленности. И это понятно, т.к. именно с малых лет необходимо начинать вести такую работу. Самым сложным в работе по ознакомлению с родным краем, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление бесед, других мероприятий, которые были бы доступны и интересны детям 5-6 лет. Такая проблема существует из-за отсутствия адаптированных книг для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Мы работаем с литературой для детей среднего и старшего возраста и адаптируем информацию для малышей. Чтобы эта информация была интересной, разрабатываем игровые программы и литературные игры.
В работе с дошкольниками большое внимание уделяем литературе уральских писателей. Открыв литературный сундучок, дети знакомятся с героями книг Д. Н. Мамина – Сибиряка, П. П. Бажова, Е. Пермяка. После таких встреч – бесед, дети с удовольствием рисуют своего любимого героя, делают поделки.
Работа с младшими школьниками тесно связана с городской краеведческой игрой «Я - тагильчанин». Эта игра предполагает сбор информации, написание творческих работ, посещение учреждений культуры, музеев, театров, библиотек. Мы стараемся сделать так, чтобы наши мероприятия были запоминающимися, яркими, интересными и познавательными. Используем разнообразные формы массовой работы.