Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

«Для меня книга – радуга»
Вводное занятие

Цель: показать детям многообразие чувств, которые испытывает человек, читая книгу, дать маленьким читателям возможность увидеть в книге друга, способного обласкать, рассмешить и высушить слезы, если им грустно.

Ход занятия:

Библиотекарь: Скажите, пожалуйста, кто никогда не видел цветов? Все видели. Замечательно! А если я попрошу вас представить цветок, сможете? Прекрасно! А, может быть, вы справитесь и с более сложным заданием? Попробуйте подобрать слова, которые, по-вашему, могут быть связаны со словом «цветок». Что первое всплыло в памяти, когда вы слышите или произносите это слово? (Варианты ответов детей: мама, праздник, радость, красота).

Библиотекарь: Молодцы! Хотите еще пофантазировать? В таком случае, я произношу слово «радуга». Что представляете сейчас? Какие слова вспоминаете? (Ответы: лето, дождь, ярко)

Библиотекарь: Чудесно! Вы великолепные фантазеры!

А мне еще одно слово хочется поставить рядом со словом «радуга». Знаете, какое? Слово «книга». Удивлены? Думаете, что такие разные слова никак не могут быть связаны между собой? А может быть, кто-то догадался, почему эти слова можно поставить рядом? Тогда я вам чуть-чуть помогу, и вы сами найдете ответ на этот вопрос.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Эльшанского «Иришка наводит порядок». (Чтение)

Библиотекарь: Что вы сейчас невольно сделали? Улыбнулись. Может быть, кто-то вспомнил себя маленьким. А сейчас я возьму в руки другую книгу и прочитаю отрывок из рассказа В. Драгунского «Друг детства». Улыбаться уже не хочется, правда? А какие чувства вы сейчас испытываете? (Ответы детей)

Библиотекарь: Действительно, немного грустно, кое-кто, может, даже заплакать, как Дениска. Кстати, как вы думаете, а почему он заплакал? Ведь его никто не обидел, а наоборот, мама постаралась исполнить желание мальчика? (Ответы). И еще с одной книгой мне хочется вас познакомить. Я не буду ничего читать, буду только перелистывать страницы.

(Библиотекарь показывает любую книгу, перелистывая страницы с красочными иллюстрациями, которыми дети невольно восхищаются)

Что означают ваши возгласы? (Удивление, восхищение.) Чудесно!
А вы помните, на какой вопрос мы с вами пытаемся ответить? (Что общего между книгой и радугой?). Может быть, кто-то уже догадался? (Ответы)

Библиотекарь: В радуге много цветов. Мы наслаждаемся гаммой красок. А книга нам дарит самые разные ощущения, чувства, которыми мы тоже наслаждаемся. Видите, какое интересное открытие вы совершили.

Не устали? Тогда скажите, что можно делать с книгой? (Читать, смотреть, раскрашивать)

А расти с книгой можно? А как вы это понимаете? (Для каждого возраста свои книги. Что раньше было не понятно, вырастая, можешь понять).

Библиотекарь: Давайте сейчас на примере очень простых стихов попробуем проследить, как вы росли вместе с книгой. Вы любите читать стихи? Чудесно! Кому из вас, когда вы были малышами, читали вот этот стишок? (Библиотекарь читает стихотворение А. Барто «Мячик»)

И, наверняка, вы просто учили строчки про девочку Таню и ни о чем не задумывались. Но вот вы уже подросли, многому научились. И безобразничать, и шалить тоже. Иногда вы не слушались. Для таких шалунов есть стишок у Владимира Маяковского «Вот идет старик седой...». (Чтение)

Библиотекарь: Испугались бы вы такого наказания? Конечно, нет. Ведь вы уже подросли и понимаете, что это просто шутка.

И вот, вы уже первоклассники. У вас появилось много новых знакомых. Все они, конечно, разные: веселые, грустные, забияки, тихони. Как же исправить кое-кого из них. Объяснить, что хорошо, что плохо? А, может быть, просто прочитать стихотворение, например, такое: «Кто держит конфету свою...» Я. Аким (Чтение)

Библиотекарь: Если человек не глупый, он поймет все, и, может быть, станет другим. А сейчас я хочу прочитать вам еще одно стихотворение А. Барто. Помните ее стихи для вас, маленьких? И вот теперь совсем другое, оно называется «Разговор с дочкой». (Чтение)

Библиотекарь: Угадала дочка мамино желание? Согреет ли ее теплое одеяло? Чего же не хватало маме? (Ответы детей)

Видите, какими вы уже стали взрослыми! Вы можете понять такие непростые вещи. Теперь в ваших силах поддержать маму, когда ей трудно, помочь, пожалеть, как когда-то она жалела вас.

Мне кажется, что очень приятно ощущать себя взрослым. А помогли вам это понять... книги. С каждой нашей встречей вы будете вместе с ними расти, взрослеть, становиться мудрее.

А на прощанье еще одно стихотворение.

«В этом мире жил малыш,
Может, умница, а может, и плохиш.
И очень часто он гулял.
А по дороге все читал.
Гулял в метель и в солнцепек,
И мимо букв пройти не мог.
Читал витрину и рекламу,
Просил об этом папу, маму.
Читал в укромном уголке,
Читал и с ложкою в руке,
Читал в жару, в мороз и в сырость
Гулял, гулял, читал и...
Вырос».
Так и вы, дорогие читатели, растите вместе с книгой.

До новых встреч!

Список литературы
1. Драгунский В. Девочка на шаре / В. Драгунский. – М. : Малыш, 1994. – С.150.
2. Тайны гор. – М.: Росмэн, 1997. – 191с. : ил. – (Мир дикой природы).
3. Эльшанский Б. Каляки маляки / Б. Эльшанский. – М.: Омега. – С. 30. : ил. – (Веселые истории).
4. Энциклопедия детской литературы. Лучшие детские стихотворения. – Санкт-Петербург : Тригон, 1998. – С.9, С.45, С.66, С.341.

Лазарева Т.А., заведующая сектором массовой работы ЦДЮБ

назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.