Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Черная кошка – к несчастью, ладонь чешется – к деньгам, нос – к пьянке, зеркало разбить – к несчастью, чашку, - наоборот, к радости… За всю историю своего существования человечество накопило огромное количество примет и суеверий - буквально на каждый чих и на каждый случай жизни. Можно ли им верить?

«Все подвергайте сомнению, но помните – как раз самые невероятные истории вполне могут оказаться совершеннейшей правдой».
Ганс Шомбургк

Пытливый ум человека испокон веков искал ответы на вопросы об устройстве мира, о том, что и как происходит, о взаимосвязи всех явлений, но уровень знаний и ограниченность религиозного мышления средневековых «философов» препятствовали их верному решению. Там, где не хватало знаний, люди заменяли их суевериями. Суеверия родились из неспособности первобытного человека устанавливать причинно- следственные связи в природе. Вроде: ветер дует оттого, что деревья качают ветками. Так и родились табу. Съел, например, человек испорченную рыбу и стало ему плохо, вот он и сделал вывод, что есть рыбу по средам нельзя. История передавалась из уст в уста, пока не закрепилась в памяти поколений. Так родилось суеверие. Пока люди делают неправильные выводы из правильных ситуаций, и живут суеверия.
Действие примет основано на запоминании удач и забывании неприятностей. Мы становимся особо суеверными, когда у нас какие-нибудь трудности. Из-за мрачных мыслей мы хуже контролируем свои действия и совершаем новые ошибки. А затем списываем все на черного кота. Если же человек обходит кота, то дает себе установку на то, что все будет хорошо. По мнению психиатров, суеверность ослабляет внутреннее напряжение, помогает настроиться на успех, обладает эффектом мнимого лекарства.

«По вашей вере да будет вам». (Матфей. 2;29)
Сегодня уже третье тысячелетие на дворе – осваиваем высокие технологии, генетику и космическое пространство. Но продолжаем, как и сотни лет назад, верить в приметы – кодекс условных правил, следуя которому якобы можно уберечь себя от неприятностей. Редкий человек нынче не постучит о дерево, порадовавшись чему-то хорошему. Не присядет перед дальней дорогой. Редкого не огорчит черная кошка, перебежавшая путь. Чего уж говорить, коли даже наши космонавты перед полетом обязательно смотрят фильм «Белое солнце пустыни» - говорят примета такая… Все мы немного суеверны. Но если суеверия так живучи, может быть, в них кроется некий глубинный смысл? Почему приметы имеют такую власть над нами?
Зачастую люди путают приметы и суеверия. Грань между ними действительно такая тонкая, что не всегда различима. В чем же заключается разница между ними?

Приметы основаны на более чем тысячелетнем опыте наблюдений. В первую очередь это наблюдения, связанные с погодными условиями. Как долгосрочные, такие, как взаимосвязь сроков наступления весны с будущим урожаем, так и краткосрочные – прогноз погоды на следующий день, по тому каким был закат. Погодные приметы (особенно краткосрочные) в большинстве своем работают и сегодня, даже со скидкой на изменившуюся экологическую обстановку.
Часть примет, особенно связанных с поведенческими реакциями человека в быту, перейдя в обрядовые традиции, стала в ряде случаев их игровым оформлением или переродилась в суеверия.

Что же входит в понятие суеверия?

Если мы обратимся к истокам слова, то увидим, что оно состоит из двух слов: «суе» - которое в древнерусском языке означало «попусту, зря, напрасно» (это слово встречается и в старославянском языке, вспомним одну из библейских заповедей – «не произноси имени Господа, Бога твоего всуе, то есть попусту, напрасно); и «верие» – вера. Это соответственно, пустая, ложная, зряшная, неправильная вера.
На самом деле, с научной точки зрения, суеверия, как ни странно изучают сразу несколько наук – это и этнолингвистика, и этнография, и фольклористика, и некоторые другие науки, даже просто лингвистика. Суеверия являются объектом пристального изучения, потому что это, как говорил К. Бальмонт, осколок древней правды: «Храм упал, а руин его потомок языка не разгадал». Ученые занимаются тем, что реконструируют вот это здание древней славянской мифологии на основе обломков, осколков в виде суеверий, которые, может быть, на взгляд современного человека лишены причинно-следственной связи.

И задача ученых – не просто восстановить эту логику между причиной и ожидаемым следствием (между черной кошкой и последующей неудачей) – необходимо на основе реконструкции древних верований восстановить по большому счету энтогенез славян, то есть выяснить, как происходило развитее этносов, и каким образом они формировали свою картину мира. Потому что суеверия (или, как говорят ученые, поверья) не существуют хаотично, они являются частью некогда существовавшей древней системы вненаучного знания человека. Или ненаучной (наивной) картины мира.
Суеверие большей частью – это остаток прошлой веры, прошлой эпохи, оторвавшейся от своего корня и превратившейся в предрассудок.

Историческая судьба этих остатков может складываться по-разному:
- они могут, переосмыслившись, органически влиться в новую веру, религию, стать нормой поведения (если речь идет о России) для православного христианина;
- или превратиться в традицию, обычай, который не осмысливается, а выполняется безусловно (все кричат «горько» на свадьбе или занавешивают зеркала в присутствии покойника в доме).

Подмечено, что человек становится очень суеверным именно в те моменты, когда в жизни переживаются какие-нибудь трудности (равно наблюдается у целых народов всплеск интереса ко всему мистическому в переломные моменты истории).

О силе воздействия суеверий на человека можно судить на основании реального этнографического факта. У австралийских аборигенов есть обряд казни, когда шаман читает заклятие, затем показывает костью на человека, и человек от этого умирает. Это заклятие действует только на аборигенов, на белых людей оно не производит впечатления более сильного, чем простое любопытство. Почему? Потому, что ритуал связан суеверными представлениями и характерен именно для австралийского этноса. Белый человек не рос в мире духов и заклятий и связанных с ними страхов, он не видел определенных примеров, поэтому на него заклятие не действует. А аборигены умирают от страха, это так называемое «психосоматическое самоубийство».
Гете, который был очень мудрым человеком, говорил, что «суеверия – это поэзия жизни». Суеверия живучи, в частности, оттого, что мы усваиваем их в детском возрасте, когда мышление у нас еще не критично. И затем они продолжают действовать в нашей психике уже вне зависимости от того, как она изменяется.
Как и весь комплекс народных представлений, суеверия очень часто передаются не прямо от одного поколения к другому, например, от матери к дочери, а от бабушки к внучке, то есть через поколение.

Итак, живучесть суеверий объясняется:
- передачей их через поколение в детском возрасте;
- важностью этой культурной информации для общества, потому что она позволяет человеку снимать стресс в каких-то ситуациях или строить его отношения как с другими членами общества (посредством существующих запретов и предписаний), так и с окружающим миром. Это превращает мир из хаотичного, непонятного, непредсказуемого – в космический, понятный и предсказуемый, и регулирует поведение человека в обществе и в природе. Именно это с культурологической точки зрения помогает суевериям выжить среди потока новой культурной информации, которая сейчас существует.

Как уже говорилось выше, ряд примет, превратившись в суеверия, закрепился в обрядах и традициях.

Когда в жизни человека назревает более или менее серьезное событие, невольно возникают опасения, что что-нибудь может пойти не так, как планировалось. Корни этих страхов уходят в те далекие времена, когда люди с опаской относились ко всему, что их окружало, и пытались обезопасить себя, употребляя для этого в первую очередь свою наблюдательность.

Суеверия можно сравнить с ночными страхами. Приходилось ли вам ночевать в лесу? Что может напугать современного городского человека в лесу? В городе понятно что. Но в лесу, где днем все было ясно и понятно, ночью вдруг нападает первобытный страх. Стоит только отойти от жилья, от костра темень, становится особенно густой. Чернота липко опутывает, забирает под свою власть. Ощущаешь спиной и затылком, что сзади кто-то крадется, подсматривает за тобой…

Современный городской человек не знает лесной жизни. А раз звук, шорох, образ неясны – возникает страх – естественное, законное чувство, вызванное неведомым. Нормальная защитная реакция, срабатывающая, чтобы спасти от случайности. Включается родовая память, доставшаяся нам от древних предков. Когда не знаешь, что там, - единственно правильное решение - остерегаться. Короток бы был век животного, да и первобытного человека тоже, если бы оно шло напропалую, не ведая опасностей. Страх спасает. Он заменяет информацию, когда требуется принять решение. Чем меньше знаний – тем больше ужасов. Древние люди всего боялись, потому что большинства явлений не могли объяснить. Отсюда же «растут» корни суеверий.

Не секрет, что приметы веками складывались из жизненного опыта наших пращуров. В той или иной ситуации люди примечали, как себя вести. Видели, что ведет к хорошему, а что к плохому. Делали выводы, наказывали своим детям. Суеверия могут быть полезными, ведь в них сконцентрирована многолетняя народная мудрость. Например, никому не показывать новорожденного ребенка до шести недель, а то сглазят. В этом есть рациональное зерно – новорожденный очень уязвим и действительно лучше ограничить посещение посторонних в первый месяц его жизни. Или такая примета: удача ждет невесту, которая выходит замуж в старой обуви. Вполне здравая примета, зачем новобрачной, которой придется много быть на ногах, встречая гостей и потом танцуя до ночи, кровавые мозоли? Просто разносите новую обувь перед свадьбой.
Психологи уверены, что суеверия – это некие механизмы психологической защиты, самопомощи, поэтому их можно трактовать не только как наследие наших предков–язычников, но и как неотъемлемую часть человеческой психики. Часто мы действуем, согласуясь с ними чисто инстинктивно, не отдавая себе отчета.
Дочь Л. Н. Толстого Татьяна Львовна вспоминает. Как-то она спросила отца про его отношение к суевериям, и он их решительно осудил! И вот в тот же день едут верхами по деревне, и вдруг Лев Николаевич проделывает на пути странный крюк… Оказывается это кошка перебежала дорогу и спряталась в бочке – эту-то бочку он и обогнул! На всякий случай.
Или еще один случай. Молодой Пушкин отправился в гости из Михайловского в Тригорское. И перебеги им дорогу заяц. Так ведь приказал вернуться домой, перепрячь лошадь, и только после этого поехал снова. В одном из стихотворений А. С. Пушкин прямо выразился: «Так суеверные приметы согласны с чувствами души…» Да-да, в этом–то все дело: чувства тут тоже участвуют! Вторгаются, сбивают с толку холодный рассудок…
Исследователи из Хартфордширского университета говорят, что само по себе суеверие вовсе не является признаком глупости, невежества или человеческой слабости. «В процессе нашего исследования, - объясняет профессор Вайсман, - мы встречали вполне разумных и образованных людей, которые боялись смотреть через окно на полную луну или пить из треснувшей чашки, считая, что это приносит неудачу. Более других суеверны люди определенной психической организации – испытывающие постоянное беспокойство, с трудом переносящие неопределенность, нуждающиеся в психологическом контроле, стремящиеся видеть мир лишь в черно-белых тонах».
Что удивительно, самыми суеверными среди нас оказываются самые смелые и самые продвинутые люди: летчики, моряки, космонавты. Не потому ли, что им не дано права на ошибку. А кто подскажет, как не ошибиться? Им волей-неволей приходится чутко прислушиваться ко всем подсказкам.
В Центре управления космическими полетами вам назовут десятки примет. Например, космонавты и летчики не говорят «последний», только «крайний». Иначе полет может стать последним. Что не раз сбывалось. Космонавты никогда не полетят 13-го числа или в понедельник. У них нет в обиходе номера 1. Однажды назвали «Союз-1», так он разбился – погиб космонавт В. Комаров.
Главная же причина невероятной живучести суеверий вызвана тем, что большинству людей они дают ощущение контроля над превратностями и непредсказуемостью судьбы или позволяют вносить некоторый порядок в тревожную неопределенность жизни.

Какие же суеверия наиболее распространенные?

Рассыпать соль - к ссоре.
Чтобы отвести неприятности, надо взять щепотку соли и бросить через левое плечо.
Говорят, что на каждый просыпанный кристаллик соли прольешь одну слезу. Причина тому – значение соли в жизни людей. Соль издавна была символом вечности и бессмертия, мудрости и дружбы. Она – важный пищевой продукт. При ее недостатке в организме наблюдается сгущение крови, могут развиться спазмы гладкой мускулатуры, судорожные сокращения скелетных мышц, нарушения функций нервной системы и кровообращения. Кроме того, соленая пища просто гораздо вкуснее несоленой.

В древности соль ценилась на вес золота. Добыча и доставка соли были сопряжены не только с трудностями, но и опасностями. Поэтому неудивительно, что ее потеря при рассыпании приводила к скандалу. Ныне рассыпанная соль не является большой экономической потерей, но суеверие, очень крепко впечатанное в историческую память, продолжает существовать.

Пустые бутылки на столе - к потере достатка.

Наверное, многие знают, что оставлять на столе пустые бутылки не следует, иначе в доме не будет достатка. Оказывается, у этой приметы есть история. После войны с Наполеоном казаки, вернувшиеся в Россию из Франции, убирали опорожненную тару под стол. А все дело в том, что парижские рестораторы не учитывали количество отпущенных посетителям бутылок с вином, а просто пересчитывали в конце трапезы пустые. Русские быстро сообразили, как сэкономить, и стали прятать бутылки под стол. Сегодня же считается, что тот, кто поступает иначе, вскоре обнищает…

Нельзя есть из треснувшей посуды.

Часто нам бывает жалко выбрасывать чашку или кружку с небольшим изъяном (особенно если она любимая или из сервиза), но приметы предостерегают: нельзя есть из треснувшей посуды. Почему? Богатый человек может сразу выбросить тарелку с трещиной, а бедный - вряд ли. Вот и считается: чтобы не обеднеть, надо без жалости расставаться с ущербными тарелками и чашками.
Наши предки уделяли немало времени путям-дорогам. Поэтому, наверное, осталось так много примет на этот счет. Некоторые сегодня вызывают улыбку. Но есть и такие, которые хранят вековую мудрость народа.


В старину, например, считалось, что в путь лучше трогаться во вторник или в субботу. Тогда путешествие пройдет легко и удачно. А если надо выезжать из дому в воскресенье или тем паче в понедельник – ничего хорошего не жди. Может это и верно. Ведь дорога требует собранности, а в выходной, да и в следующий за ним день этой собранности нам как раз и не хватает. Еще считалось нехорошей приметой отправляться в путь до пения петухов. Тут, пожалуй, особых пояснений не требуется. До петушиного крика всякая нечисть себя вольготно чувствует, и одинокий путник для неё – желанная добыча.

Чтобы расставание было болезненным, а путешествие благополучным, рекомендовалось во время проводов входную дверь держать открытой, чтобы тепло домашнего очага летело за отъезжающим, и что есть силы привязывало их сердца к родному дому. От провожающих требовалось обязательно выходить за порог (со временем это стало чуть ли не нашей национальной традицией). Однако, после того, как все прощальные слова будут сказаны, и путники двинутся в дорогу, тот, кто остается дома, должен был проявить определенную проворность, чтобы быстренько переступить порог и только тогда оглянуться вслед отъезжающим. По утверждениям бывалых людей, этот нехитрый прием заставляет любого, даже самого занятого или бессердечного, как можно скорее воротиться в покинутый дом.

А вот примета, о которой знают многие. Сразу после отъезда кого-нибудь из домочадцев нельзя делать уборку, мыть, стирать, задвигать в дальний угол вещи уехавшего. Если, конечно, желаете ему добра. Каким образом путнику может повредить чрезмерная аккуратность родственников – ума не приложу. Но старики говорят: «Он не умер, а только уехал!» (Моют пол за покойником – «след вымывают»). Видимо и впрямь, чтобы расставание не походило на смерть, народ придумал такое правило.

Оглядываться назад или возвращаться обратно после выхода из дома – к неудаче.

Это очень древнее верование. Истоки его, вероятнее всего, находятся в библейской истории. Бог определил истребить огнем город Содом из-за распущенности людей, живших в нем. Ангел, посланный Богом, предупредил Лота, чтобы он и его семья бежали из города и не оглядывались. Лот послушался и остался жив. Но его жена оглянулась и превратилась в соляной столп. Впрочем, это суеверие могло появиться и гораздо раньше, вследствие наблюдения – те, кто оглядываются, не уверены в себе, забывчивые, не собраны и, как следствие, менее успешны в делах, ради которых покинули дом.

Считается, что человек, которому абсолютно необходимо вернуться, может нейтрализовать плохие последствия. Вернувшись домой, надо сесть и сосчитать до 10 или до 20, после этого можно отправляться по своим делам. Если же и этого покажется мало, можно выпить чай, пообедать. Или посмотреться в зеркало. Другими словами обмануть судьбу, показать ей, что вы вернулись по делу, и следующий выход из дома совершенно новый.

«Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет».

Известно, что кошки в Европу попали из Древнего Египта, следовательно, и корни суеверий следует искать там же.
Египтяне обожествляли этих животных, так как они помогали сохранять запасы зерна от грызунов. Кошку олицетворяли в образе Бастет (Баст) – богини с кошачьей головой или в образе черной кошки. Баст считалась богиней Луны, любви и покровительницей детей и женской красоты. Для кошек строились храмы, в их честь устраивались празднества Горе чужеземцу, обидевшему кошку! Ничто не спасет его от разъяренной толпы. Однажды жители Мемфиса чуть не разгромили целый квартал, населенный греками, за то, что кто-то из них утопил в реке котят.
Христианское духовенство называло языческих богов бесами. Поэтому, когда кошки в Χ веке появились в Европе, их стали считать воплощением нечистой силы. В сочинениях средневековых монахов говорилось, что демоны искушают святых, являясь им в образе кошек. Многие верили, что колдуны и ведьмы могут превращаться в кошек и котов – вспомните хотя бы гоголевского «Вия». Подлинный смысл выражения «между ними кошка пробежала» состоит в том, что под кошкой подразумевается черт- оборотень, который становится между людьми и возбуждает ссору.
Существует любопытный вариант интерпретации данного суеверия. Если кошка переходит кому-то дорогу, то надо смотреть на свою застежку. Как известно, женская одежда застегивается справа налево, и если кошка идет слева направо (как бы за полу), то это предвещает даме удачу, если же справа налево (из-за полы), то неудачу. Для мужчины это суеверие надо толковать наоборот.
В детской среде повсеместно распространен магический оберег против черного кота, пересекающего путь, - нужно подержаться за пуговицу.

Почему умершим закрывают глаза?

Древние люди знали, что сознание человека не сразу умирает. Но в момент смерти сознание должно обратиться во внутренний мир.
Открытые же глаза задерживали движение умершего в иной мир. С другой стороны, если человек умирал с открытыми глазами, то это означало, что он умер с неспокойной душой, не упокоенным. И для умиротворения усопшего ему помогали успокоить душу, закрыв глаза. Так же умершему закрывали глаза пятаками, чтобы он не высмотрел кого-нибудь и не утащил с собой в могилу. У древних греков монетки предназначались Харону за перевоз через Лету в Аид.

Через порог нельзя прощаться и здороваться.

Порог, наряду с перекрестками и межами считается самым мистическим местом в славянской мифологии. Это место, где сходятся две дороги, - одна ведущая к дому, другая, ведущая от дома. Это столкновение двух реальностей входа и выхода, одной покровительствуют силы домашнего очага, другой – силы буйных ветров. А место, где эти силы не действуют, и есть порог – полоса отчуждения, место недеяния, черта между своим миром и чужим. На линии перехода трудно защититься от злых сил. Вот там-то по поверьям и обитает нечистая сила. Поэтому магические обряды произносятся на порогах, и многие приметы связаны с порогами. В глубокой древности существовал обычай хоронить покойника под порогом жилища. Так возникло поверье: через порог нельзя ни здороваться, ни прощаться: можно разгневать духов умерших.

Постучать по дереву - «чтоб не сглазить».

Суть суеверия в том, что человек, рассказывая о чем-то хорошем, должен обязательно постучать по дереву – иначе он «сглазит» свой успех или здоровье.
Считается, что это суеверие возникло из обычая давать беглому преступнику убежище в церкви. Если тот прикасался к церковным вратам, то считал себя спасенным, ибо с этого момента церковь брала его под свою защиту. Древние христиане свято верили, что дотронуться до деревянной поверхности означает прикоснуться к Христу, распятому на деревянном кресте (то есть попросить защиты от злых сил).
Однако этот обычай возник не так давно. А традиция «браться за дерево», очевидно, появилась еще тогда, когда люди поклонялись древесным духам, чтобы спастись от бед. Причем лучше всего стучать по дубу – это дерево издавна считается божественным.
Другой способ отвести беду – плюнуть через левое плечо. Почему? В знаменитом словаре В. Даля среди прочих поверий приведено и такое: у каждого человека постоянно за левым плечом караулит свой момент черт, а за правым бдит охраняющий ангел; в вечном борении друг с другом то ангелу удается сделать человеку добро, то черт подстроит каверзу. Смекаете теперь, почему плевать надо через левое плечо?

Суеверия, связанные с экзаменами.

И как раз эти суеверия наиболее живучи. Кроме того, их арсенал постоянно пополняется. Правда искать истоки их совершенно бесполезно – это скорее игра, позволяющая привести в порядок нервы, снять волнение и тревоги.
Одним из распространенных способов борьбы является использование всевозможных примет, предрекающих успешную сдачу экзамена, и ритуалов, призванных обратить фортуну на сторону страждущего. В основе этого способа лежит следующая логика: если совершить некие несложные действия (или наоборот категорически не совершать определенных действий) над тем, что тебе доступно, то тем самым можно повлиять на то, что тебе доступно в меньшей степени. Например, если в ночь перед экзаменом, ровно в 12 часов, открыть форточку, высунуть в нее зачетку и трижды произнести магические слова: «ловись, ловись, халява» (в другом варианте «халява, приди!) При этом надо показать «халяве» место в зачетке, ткнуть пальцем, чтобы не промахнулась. Словил «халяву» - захлопни зачетку, перевяжи ее ниткой, чтобы обратно не выскочила, можно прижать большой скрепкой. Потом зачетку можно положить под подушку, или сунуть в морозильник, чтобы она «приморозилась», и не открывать до экзамена. Если все сделаешь правильно, билет достанется самый легкий, и преподаватель не будет мучить дополнительными вопросами. Способ с «халявой» проверен не одним поколением студентов: сложно сказать помогает ли «халява», но студент идет на экзамен более спокойно, отвечает более уверенно, значит и оценку получает повыше, и процедура экзамена не кажется ему такой ужасной.

А еще студенты не только ловят «халяву», но и перед экзаменом метут аудиторию вениками, выметая «западло».
Некоторые носят с собой на экзамен талисман на счастье. Талисман нельзя никому показывать и говорить, что это талисман, иначе он потеряет силу.
Другие все экзамены сдают в одной одежде: если первый экзамен сессии прошел на «отлично», то и на все остальные студент приходит в том же «счастливом пиджаке». Или все экзамены сдают с одной и той же ручкой.

Этот перечень можно продолжать: пятак под левую пятку, причем большой медный пятак, советских времен; тянуть билет левой рукой или с закрытыми глазами; тянуть определенный билет, например, седьмой с краю, счастливый или, наоборот, 13-й несчастливый, по принципу «клин клином вышибают»; тянуть билет, стоя на левой ноге, чуть-чуть незаметно приподняв правую; утром вставать с левой ноги, шпаргалки класть правой рукой в левый карман, заходя в институт переступать все пороги левой ногой. Готовясь к экзамену, нельзя бросать учебники и конспекты открытыми, чтобы то, что уже выучено, «не выветрилось».

Ложась спать, хорошо класть конспекты под подушку, чтобы во сне знания сами проникали в голову, так сказать «диффузно». Перед самым экзаменом можно присесть на конспект, чтобы и задним умом быть крепким тоже.

Хорошо, когда знакомые желают «ни пуха, ни пера». Причем у разных людей это пожелание обладает разной эффективностью, поэтому лучше, когда постоянно желает один и тот же человек, у которого пожелание самое крепкое.

Очень хорошо, когда знакомый человек тебя ругает во время сдачи экзамена. Ты сдаешь экзамен в институте, а он сидит дома и тебя ругает. Чем крепче ругает, тем лучше. Кстати, потом с этим человеком обычно бывают прекрасные отношения – он уже высказал о тебе все, что думал, заочно, и не имеет больше никаких претензий.

Это далеко не весь перечень предэкзаменационных примет и ритуалов.

Для того чтобы успешно сдать экзамен, нужно не только иметь знания, но и находиться в хорошей психологической форме, чтобы эти знания изложить толково и убедительно. Сдав экзамен один раз, студент связывает свое психологическое состояние при сдаче экзамена с каким-нибудь предметом, который у него при себе находился, с той же авторучкой, например, или часами. На следующем экзамене этот предмет поможет ему «заказать» нужное психологическое состояние, быстро побороть волнение и сосредоточиться.

Оказывается, суеверия не искореняются, а мутируют со временем. Уже существует масса предрассудков, связанных с автомобилями, телефонами, самолетами. Да что они! Даже Интернет постепенно обрастает приметами. Появилась вера в интернет-домовых, которые в сети называются «хомовые». Они поселяются на сайте, портят отдельные файлы и стираются картинки. Суеверные пользователи считают, что «хомового» нужно задобрить. Для этого нужно, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную ххх.гиф. Хомовой будет ее рассматривать и перестанет бузить.

Это еще раз доказывает, как велика потребность людей в сверхъестественном.

Но не надо забывать – суеверия действуют лишь на того, кто в них верит. Разумеется, легче всего просто отмахнуться от суеверия и объявить его вздором, но, как ни странно, это мало кому удается. Главное – не придавать ему рокового значения. Надо больше думать о хорошем, а плохое быстрее забывать. Тогда и приметы не понадобятся.

Литература:

  1. Булашова С. «Черный глаз, карий глаз, помилуй нас!» / С. Булашева // Работница. – 2000. - № 5. – С. 58-59.
  2. Завгородняя Т. Черный день всех времен и народов / Т. Завгородняя // Крестьянка. – 2008. - №12. – С. 130 – 133.
  3. Козлова Н., Бабичева Л. Приметная жизнь / Н. Козлова, Л. Бабичева // Маруся. – 2008. - №5. – С.40 - 42.
  4. Костиков В. А вдруг пригодится… / В.Костиков // Аргументы и факты. – 2008. - № 31. – С. 6.
  5. Кузина С., Бурцева Е. Почему мы стучим по дереву и боимся черных котов? / С. Кузина, Е. Бурцева // Комсомольская правда. – 2007. – 22 февр.- 1 марта. – С. 10 – 11.
  6. От ужаса до обожания // Уральский рабочий. – 2009. – 13 февраля. – С. 6.
  7. Супруненко Ю. П. Только не в пятницу! / Ю. П. Супруненко // Свет. Природа и человек. – 2003. - №10. – С. 68-69.
  8. Тарасова Е. Г. Прарусская культура. Сравнительная мифология народов мира. Раздел Ι. Прарусская культура. Быт. Урок 5. Заговоры и наговоры. Приметы. Истоки суеверий / Е. Г. Тарасова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Выпуск 5. – С. 50 - 64.
Назад

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.