Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Латиноамериканский шестидесятник Марио Варгас Льоса

Нобелевскую премию по литературе в 2010 году получил перуанец Марио Варгас Льоса. Были предположения, что ставка будет сделана на Африку, Кению или Америку. Наконец, именно сейчас могло бы настать время для снятия Нобелевской блокады с американской литературы. Однако, шведские академики решили воспользоваться козырной картой из старой колоды. Формулировка нобелевского комитета такова: «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение индивидуального сопротивления и поражения».
Перуанский романист, драматург, филолог и эссеист Варгас Льоса – признанный классик испаноязычной литературы. Его романы переводились на многие языки, в том числе и на русский. Марио Варгас Льоса родился 28.03.1936 в Перу. Семья была среднего достатка, его отец, водитель автобуса, вскоре развёлся с супругой и оставил её на попечении деда Марио, почётного консула Перу. В 1946 году супруги Льоса воссоединились и поселились в Лиме, где Марио окончил сперва воскресную школу, а затем был зачислен в военное училище. Жизнь настолько опротивела Марио, что за год до выпуска он бросил учёбу и устроился журналистом в провинциальную газету. В 1953 году Льоса уехал в Европу. В 1960 году он переезжает в Париж, где тесно сотрудничает с Хулио Кортасаром и работает журналистом на радио. После 1970 года Льоса профессионально занялся литературной деятельностью. Начиная с 1987 года серьёзно заинтересовался политикой. В 1990 выдвигался на пост президента Перу, но выборы проиграл. Льоса предложил слишком радикальный план переустройства перуанской экономики.
Творчество
Первый же роман «Город и псы» (1963) заложил основы будущей популярности Варгаса Льосы в среде молодых интеллектуалов по обе стороны Атлантики. Основанный на реальных впечатлениях от учёбы автора в военной академии, роман стал культовой книгой для молодёжной аудитории СССР и был публично сожжён на плацу Леонсио Прадо, что только придало ему известности. Роман был экранизирован («Ягуар» 1986). После выхода в свет повести «Щенки» (1967) Льоса удостоился сравнений с Хемингуэем. Роман «Зелёный дом» (1967) удостоен премии Ромула Гальегоса. В 1971 году писатель защитил диссертацию по творчеству Габриэля Гарсии Маркеса. Тема антиутопии сочетается в это время в творчестве Варгаса Льосы с остросатирическими мотивами. В 1975 году Льоса был избран президентом международного ПЕН – клуба. В это время он пробует себя как автор исторических романов (книга «Война конца света»), но роман был расценён как антисоциалистический пасквиль. Сам Льоса считает эту книгу своим главным произведением.
В романе «Праздник Козла» (2001) писатель подробно исследует эпоху и последствия правления жестокого диктатора Рафаэля Трухильо (Доминиканская республика). В начале иракской кампании против режима Саддама Хусейна писатель впервые со времён своих юношеских выступлений резко раскритиковал международную политику США и союзников, хотя сегодня он всё же считает, что война, по крайней мере, «избавила иракцев от тирании».
В последнем на сегодняшний день произведении «Сон кельта» (2010) писатель обращается к событиям конца 19 – начала 20 веков, судьбе коренного населения Конго и Амазонии, трудившихся на каучуковых плантациях.
Отрывок из романа «Похождения скверной девчонки» (2006).
Лили танцевала в обалденном ритме и при этом мило улыбалась и напевала слова песен, а ещё она вскидывала руки, сверкала коленками, изгибала тело и поводила плечами, так что вся её фигурка, которую блузки и юбки весьма вызывающе обтягивали, подчёркивая все округлости, извивалась, сотрясалась и участвовала в танце - от макушки до кончиков пальцев на ногах. Тот, кто шёл танцевать с ней мамбо, обрекал себя на нешуточное испытание – попробуй подладиться под её дьявольский темп, попробуй не задеть ненароком быстрые ножки! Никто не мог поспеть за ней, к тому же трудно было отделаться от мысли, что глаза всех танцующих прикованы к подвигам Лили. «Ну и девчонка! - возмущалась моя тётка Альберта, - отплясывает всё равно как те, что танцуют румбу в мексиканских фильмах… Хотя чего с неё возьмёшь, она ведь чилийка, - сама себе отвечала тётка. – А в той стране женщины никогда не отличались благонравием».Я влюбился в Лили как телёнок, что считалось у нас самой романтической формой влюблённости, - втюрился по уши, по тогдашнему выражению. В то незабываемое лето я трижды объяснялся ей в любви. В первый раз – на галерке кинотеатра «Риккардо Пальма», расположенного в центральном парке Мирафлореса. Дело было на утреннем сеансе, и она ответила мне «нет», потому, мол, что я ещё слишком молода, чтобы иметь постоянного ухажёра. Вторую попытку я сделал на катке, который как раз тем летом открылся рядом с парком «Саласар», и она ответила мне «нет», потому, мол, что ей нужно сперва хорошенько подумать и, хоть я чуточку ей и нравлюсь, она не хочет перечить родителям, которые просили её не заводить кавалера...
Произведения Марио Варгас Льосы:
«Город и псы» 1963
«Зелёный дом» 1966
«Щенки» 1967
«Разговор в «Соборе» 1969
«Капитан Панталеон и рота добрых услуг» 1973
«Тётушка Хулия и писака» 1977
«Война конца света» 1981
«История Майты» 1984
«Кто убил Паломино Молеро?» 1986
«Говорун» 1987
«Похвальное слово мачехе» 1988
«Литулла в Андах» 1993
«Записки дона Ригоберто» 1997
«Нечестивец, или праздник Козла» 2003
«Рай на другом углу» 2003
«Похождения скверной девчонки» 2006
«Сон кельта» 2010

Премии Марио Варгас Льосы
Премия Ромуло Гальегоса 1967
Премия принца Астурийского 1986
Премия Сервантеса 1994
Иерусалимская премия 1995
Премия мира немецких книготорговцев 1996
Премия Чино дель Дука 2008
Нобелевская премия по литературе 2010

Ru. Wikipedia.org
Составитель: А. Е. Воронова
назад
Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.